Семь из десяти водителей хотя бы раз в жизни попадали в аварию. Не важно — по своей вине или нет. Но, увы, иногда ДТП сами вас находят, точнее, мошенники, которые могут подставить свою иномарку под удар, а потом ничтоже сумняшеся потребовать оплатить ремонт. В России этот бизнес цветет пышным цветом. Кто–то рассчитывает запугать неопытную жертву, другие искусственно создают аварийные ситуации на дороге.
Лишиться водительского удостоверения никто не хочет. А сейчас это запросто. Даже если вы случайно заденете во дворе чужую машину! С одной стороны —правильно. С бардаком на дорогах давно пора кончать. С другой стороны, боязнь сурового наказания дает повод для искушения: а не проще ли договориться с участником аварии... Чем не возможность подзаработать для нечистых на руку водителей?
Родившийся в начале 90–х годов криминальный промысел оказался очень прибыльным. Самая большая активность «автоподставлял» наблюдалась с 1996–го по 2001 год на дорогах Москвы, когда там работало около десяти мелких криминальных группировок. У нас тоже в свое время действовали несколько инсценировщиков, правда, очень недолго. О них уже давно позабыли.
Впрочем, успокаиваться рано. Остались еще «камикадзе», готовые направить свой боевой автомобиль на транспорт воображаемого врага. Тем более что способов использовать в свою пользу правила дорожного движения может быть очень много. Большинство инсценировщиков ДТП, не желая придумывать что–то новое, обычно используют старые проверенные схемы.
Обычно в группировку «автоподставлял» входит несколько человек. Профессиональные мошенники ездят на пяти–шестилетней иномарке с крепким кузовом и умело скрытыми «шрамами». Чаще негодяи выбирают «Мерседес», «Ауди», БМВ или «Вольво». Чем хороши эти машины? Царапины тянут на ужасающе дорогой ремонт. На самом деле все повреждения — просто иллюзия, а реальная стоимость ремонта очень мала.
Потенциальная жертва — новичок на дороге, которого выдает знак «70» и неумелые маневры на дороге. На роль «спонсора» лучше всего подходит представитель среднего класса — законопослушный и преуспевающий клерк. Его авто — иномарка современной модели, новая, но не самая дорогая. В то же время редко подставляются под машины, в которых сидят несколько человек — свидетели ни к чему, да и «развести на деньги» водителя–одиночку гораздо проще.
Самая заурядная ситуация — «подстава» во дворе или на стоянке. Выезжая из узенького проезда, зацепить чью–то машину ничего не стоит. Даже небольшая царапина — уже повод потребовать с вас деньги. Вообще, при попадании на «подставу» возможны две ситуации. Первая — когда оцарапали не сильно и виновник аварии не очевиден. Если вам удалось вызвать ГАИ, «подставлялы» быстро уезжают. В этой ситуации важно дождаться сотрудника ДПС и составить протокол, в который должны быть внесены все повреждения автомобиля. Вторая ситуация: если жулики умело «подставились» и поймали жертву на перестроении или у них очевидные повреждения именно от столкновения с вашей машиной. В этом случае они так просто не уедут.
В любом случае сразу после аварии сами вызывайте ГАИ и требуйте оформления протокола. Не отъезжайте с места ДТП, хотя «подставлялы» будут настойчиво предлагать вам отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной обстановке». Пусть это будет самое оживленное место в мире — не убирайте автомобиль до приезда сотрудников ДПС.
Не надейтесь, что можно по–хорошему договориться без милиции (мол, повреждений–то — всего ничего). За один только поцарапанный бампер с вас могут потребовать от 300 долларов. Кстати, если вы поедете с «подставлялами» в их автосервис, будьте готовы к тому, что тамошний мастер объявит о «поведенных» лонжеронах: «Не меньше двух тысяч у.е.». Но, пожалуй, самое смешное, что лонжероны действительно окажутся «поведенными». Не соглашайтесь и на «обоюдную вину», ибо тогда вам придется ремонтировать их машину, а им — вашу. Догадываетесь, кто от этого выиграет?
Неплохо бы заранее заручиться поддержкой свидетелей ДТП — особенно тех, которые видели умышленно созданную аварийную ситуацию. Обязательно запишите их координаты. На свидетеля могут «надавить», и он попросту уедет, но если у вас остались его данные, вы всегда — в спокойной обстановке — cможете с ним договориться.
Во время беседы с жуликами ведите себя естественно и не теряйте самообладания. Помните, что законный путь «подставлялам» изначально невыгоден. Во–первых, они не получат требуемой суммы, а во–вторых, им незачем «светиться» в органах и страховых компаниях. Поэтому старайтесь не показывать свой испуг. Не обращайте внимания на угрозы и другие уловки. Не следует показывать «подставлялам» и документы — по закону предъявлять их вы обязаны лишь работникам милиции.
Чтобы избежать лишних угроз, закройтесь в машине и не выходите до приезда ГАИ. Позвоните домой, друзьям, обрисуйте ситуацию, опишите марки, номера, приметы автомашин «подставлял» и их самих. К вам обязательно будут стучать, приглашать «поговорить по–мужски», угрожать разбить стекло и лицо... Не отвечайте. Опять позвоните в милицию и сообщите, что вам угрожают расправой. После составления протокола постарайтесь уехать вместе с милиционерами, иначе «спектакль» может продолжиться. Кстати, оценка ущерба должна происходить только после вынесенного решения о вашей виновности.
Самые распространенные схемы «автоподстав»:
Ситуация
Ваша машина едет в среднем ряду. Вдруг дорогой автомобиль, двигающийся в крайнем левом, резко сдает вправо. Если инстинкт самосохранения работает правильно, то вы постараетесь увернуться. Какая незадача! В крайней правой полосе, куда вы повернули, ехало другое авто, хозяин которого очень раздосадован ДТП. Он был подставным, виновник — вы.
Как избежать
Тормозить и ни в коем случае не сворачивать со своего ряда. Очень помогает истошный вопль клаксона.
Ситуация
Совершенно случайно замечаете, что за рулем соседней машины сидит... огромная горилла. Мошенники добились своего, если сумели отвлечь ваше внимание. Пусть и с помощью обычной маски. Когда вы замечаете, что идущая впереди машина вдруг решает притормозить, столкновения уже не избежать.
Как избежать
Ну, тут просто: не отвлекайтесь и не забывайте смотреть в боковые зеркала и зеркало заднего вида. Когда вы находитесь за рулем, даже светящееся НЛО — не повод отвлекаться от дороги.
Ситуация
Никак не можете определиться с выбором ряда, по которому будете двигаться, и все время перестраиваетесь. В очередной раз решаете сменить полосу и включаете правый поворотник с явным намерением занять место в среднем ряду. Этого маневра от вас только и ждали. Автомобиль с крайней правой полосы решает перестроиться туда же. Бац! Столкновение... Вы — виновник.
Как избежать
Всегда следите за маневрами не только машин со среднего ряда, но и с других полос. Перестраивайтесь в правую полосу, только убедившись, что никто не пересечет траекторию вашего движения.