Подобный вид преступного бизнеса году получил особый размах не только в печально известной своими криминальными разборками Польше, но и во многих странах СНГ. Принцип обмана доверчивых автолюбителей прост. Перед вашей машиной неожиданно тормозит крутая иномарка, или же вы случайно задеваете ее крылом. Далее из нее вылазят бритоголовые качки и начинают требовать баксы на ремонт. Дабы не иметь больших неприятностей, водитель считает лучшим отдать несколько сотен баксов и тем самым становится жертвой ушлых аферистов.
Деньги на капот!
Прежде всего, нарваться на подставу сегодня можно в Москве. Подтверждением тому служит рассказ одного из парней, который почти полгода зарабатывал на ДТП в первопрестольной. По словам Сергея, его аварийная бригада выезжала на дело раз в два-три дня. Для этого были припасены два седьмых БМВ и четырехсотый Мерседес. Пока на одной иномарке работали, другую кое-как рихтовали в гараже, а третью подкрашивали. Дело было поставлено на конвейер, и на следующий день ребята вновь выезжали охотиться на улицы Москвы.
Почти всегда аварийная бригада работала по утрам, когда многие спешат на работу и клиента проще развести на деньги. По вечерам и ночью на дело выезжали другие ребята, и в этом случае устроить подставу ничего не подозревающему водителю было еще легче. Первым делом аварийщики искали машины покруче, чтобы водитель денежный был. По утрам бизнесмены шальные, у них на уме доллары да акции, мобильный телефон к уху как приклеенный. Поэтому на руле только одна рука и внимание ослаблено. Поймать такого лоха было большой удачей, и тут аварийная бригада вступала в дело.
Поравнявшись с жертвой и обогнав ее, аварийка резко тормозила перед машиной. Причем самый оптимальный момент - когда клиент набирал номер. Далее крутые ребята выскакивали из авто, накидывались на бизнесмена и начинали давить на психику. Дескать, не можешь ездить, так найми шофера, да ты нам тачку помял, да ты сделку сорвал и т.п. При этом размер откупной напрямую зависел не только от крутизны клиента, но и от его поведения. Показав страх, уступчивость, робость, человек нередко расставался с 2,5-3 тысячами баксов.
Подумаешь, царапина? Другой не менее распространенный способ охоты заключается в том, что аварийщик едет от вас чуть сзади и терпеливо ждет, когда вы начнете перестраиваться в правый ряд. После чего идущая позади машина резко прибавляет скорость и легонько цепляет правое крыло жертвы. Получается так, что лох якобы подрезал чужой автомобиль. Подобную тактику аферисты применяют в 75-80% случаев. Довольно часто аварийщики работают на пару, и тогда шанс стать их жертвой возрастает. Пока один аферист потребует уступить ему дорогу и выгонит вас из левого ряда, другой тотчас зацепит вашу машину.
Пару раз, как рассказал собеседник, его аварийная бригада осталась ни с чем. Полгода назад они подставились под прокурора на Ауди, в другой раз нарвались на какого-то чиновника из администрации. Подъехавший гибэдэдэшник посоветовал ребятам убираться подобру-поздорову. Прошлой осенью пришлось и самим заплатить полторы тысячи баксов, так как в роскошном Вольво ехал полковник ГИБДД. Подобные мелочи, впрочем, не особо огорчали. Доход аварийной бригады каждый месяц составлял не менее 10-12 тысяч долларов.
Прибыльный бизнес бесконечно продолжаться не мог. Декабрьским вечером ту бригаду, в которой работал аварийщик, наказали конкуренты. Под их автомобиль на Московской кольцевой автодороге, где чаще всего промышляют аферисты, неожиданно встал пятисотый Мерседес. Да так, что передняя часть аварийной машины сморщилась, как кот от лимона. Двери заклинило, капот всмятку, а Мерседес оказался бронированным. Пришлось ребятам сворачивать бизнес, тем более что конкуренты намекнули, что их место уже занято.
Приемы кидания
По данным Московской ГИБДД, сегодня только в одной российской столице подобным образом промышляют не менее десяти аварийных бригад. До Минска эта напасть, слава Богу, пока не докатилась. Подавляющее большинство аферистов разъезжает на новых Мерседесах, Ауди и БМВ стоимостью от 20 до 60 тысяч баксов. Два-три бритоголовых качка в салоне способны навести страх на любого, кто попадется на пути. Даже профессиональные водители зачастую не могут отвязаться от мошенников, не говоря уже о новичках. Дождливая и слякотная погода, туман, мокрый снег, темнота, плохая видимость считаются лучшими спутниками аварийщиков. Почти всегда такая машина вечером едет на одних габаритах, чтобы быть незаметной. Дождавшись, когда водитель из левого ряда включит поворотник и начнет перестраиваться в правый ряд, водитель аварийного автомобиля тут же дает по газам и въезжает в машину зазевавшегося лоха. Довольно часто эти крутые иномарки изначально имеют вмятину крыла, царапину или разбитый бампер, но эти дефекты вы увидите лишь после искусно смоделированного ДТП.
Прежде всего вымогатели охотятся за иномарками стоимостью от 3,5 до 8 тысяч долларов, из владельцев которых можно вытрясти деньги. Дорогие автомобили аферисты обычно не трогают, не интересуют их и тарантасы до 1985 года выпуска, а также Жигули, Москвичи и Волги. Для аварийщиков обычно привлекательны авто с одним водителем, ведь свидетели им не нужны. Почти в 90% случаев аварийная машина оказывается или без опознавательных знаков, или с транзитными номерами. При поездках в Москву риск стать жертвой подставы особенно велик, в прошлом году там зарегистрировано свыше ста таких случаев.
Полторы штуки за ремонт
После такой аварии психологическое давление на лоха не меньше, чем в застенках гестапо. Парни начинают компостировать мозги, торопить водителя, звонить друзьям по мобильнику. Дескать, времени в образ, ты нам сорвал все планы, через десять минут у нас стрелка на другом конце города и т.п., так что раскошеливайся. Пока водитель не успевает опомниться, аварийщики суют лоху телефон, и мастер фирменного сервиса (чаще всего это член той же банды) запрашивает за замену крыла или покраску кузова дорогой иномарки не менее 1-1,5 тысячи баксов. Деваться некуда, и лох едет за деньгами. Дабы не стать жертвой аварийщиков, учтите следующее. При езде в темное время суток крутите голову на 360 градусов и не забывайте смотреть в зеркала заднего вида. При перестроении в правый ряд еще раз убедитесь в том, что вам никто не дышит в затылок. Попытайтесь оторваться от тех машин, которые в сумерки едут с одними габаритами или вообще без ближнего света. Помните, что привлечь к ответственности аферистов сложно. Поговаривают, что на Московской кольцевой дороге все схвачено и не каждый сотрудник ГИБДД рискнет связываться с аварийщиками.
Попав в такую переделку, не теряйте самообладания. Пускай братки орут, машут ксивами, давят на психику и дальше разыгрывают свой спектакль. Постарайтесь потянуть время, не спеша сравните места повреждений на машинах (часто обнаруживается несоответствие), вызовите госавтоинспекцию, а в крайнем случае просто запритесь в своем автомобиле. Попробуйте доказать, что машина принадлежит фирме и вы за нее не отвечаете. Дескать, поедем к начальнику, он пусть и разбирается. Подобные отмазки дадут вам хотя бы небольшой шанс благополучно отделаться от аварийщиков.
Послесловие
Преступления подобного рода для нас еще в диковинку. Доверчивого водителя с небольшим опытом запросто могут кинуть на приличную сумму, выплачивать которую придется не один месяц. После чего лох наверняка не раз проклянет тот день, когда поступил в автошколу. Первое место в черном рейтинге среди стран СНГ уверенно удерживает Москва, а в Польше аварийщиков очень часто можно встретить в окрестностях Познани. Далеко не всегда водителю удается выкрутиться из такой ситуации, так что берегитесь подставы.
Александр ГРАДЮШКО, Автобизнес-Weekly.