Лучший способ ликвидировать дорожные пробки, а главное - улучшить городскую экологию - это избавиться... от автомобилей. По крайней мере, так считают в муниципалитете Парижа, который возглавляет социалист Бертран Деланоэ.
Еще несколько лет тому назад его помощником по транспортным делам из "зеленых" Дэни Бопэном был разработан соответствующий план, нацеленный на вытеснение частного автотранспорта из столицы. В первую очередь удар был нанесен по стратегическим магистралям, где стали расширять коридоры для городских автобусов и такси.
Из трехполосных, к примеру, они превращались в двухполосные, оставляя для частного транспорта всего лишь одну полосу. А для того чтобы автомобилисты не поддавались соблазну воспользоваться автобусными коридорами, их отделили специальным бетонным барьером, который не каждому внедорожнику по зубам. К тому же снабдили радарами, фиксирующими всех нарушителей. Таким образом обработаны сотни километров городских улиц, правда, за исключением Елисейских Полей.
В итоге автобусы (многие из них работают на природном газе) стали бегать чуть резвее, скорость транспортных потоков снизилась на несколько км/час, а заторы на некоторое время стали блокировать ряд районов французской столицы. И тем не менее кое-каких результатов городские власти добились. Если верить статистике, машин на улицах стало меньше на 10 - 15 процентов.
И действительно, теперь несколько раз подумаешь, прежде чем отправиться по делам в город на машине. Перспектива стоять в пробках откровенно не радует. К тому же намучаешься в поисках парковки, которая, кстати, в Париже еще и "кусается" - до 3-4 евро за час стоянки.
Выход один - метро. Конечно, оно во французской столице менее пафосное, чем в Москве. Но огромный плюс состоит в том, что его сеть настолько густая, что от одной станции до другой не более 400-500 метров.
Многие же здесь пересаживаются на мотороллеры, велосипеды, которым заторы не страшны. По всему городу устроены сотни стоянок велосипедов, которые можно за небольшие деньги брать напрокат в одном месте, к примеру рядом с домом, и сдавать в другом, допустим, поблизости от работы.
В Германии на метро и городских электричках ездят многие берлинские политики высокого ранга. А также хорошо зарабатывающие граждане, высшие чиновники, профессора и редакторы газет.
Министр образования ФРГ призналась в интервью "РГ": она ездит на метро, общественный транспорт - ее любимое средство передвижения. Общественный транспорт - победа концепций "зеленый город" и "город без пробок". Спокойное, по расписанию организованное движение автобусов и трамваев, чистые вагоны в метро, простая система оплаты - вот самое успешное средство борьбы с пробками в Берлине.
Вячеслав Лысаков:
- Выделенные полосы для общественного транспорта - это отличное решение проблемы. Приоритет должен быть именно у общественного транспорта. Автобус занимает гораздо меньше места, чем потребуется автомобилям, чтобы перевезти такое количество пассажиров. Но для этого должна быть соответствующая инфраструктура. Торговые комплексы должны стоять не прямо на дороге, а где-нибудь в глубине с подъездами и местами для парковки и стоянки, чтобы те же автобусы могли беспрепятственно передвигаться по выделенной для них полосе.
Текст: Вячеслав Прокофьев, Анна Розэ