Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Спаси и сохрани

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Фото: ДМИТРИЙ АЗАРОВ

За годы противостояния автопроизводителей и угонщиков появились десятки разновидностей охранных комплексов, призванных предотвратить угон машины и возвратить ее законному владельцу. Теперь угон больше напоминает интеллектуальную битву с масштабным использованием высоких технологий обеими сторонами. У автовладельцев же сейчас имеется широкий спектр возможностей по защите автомобилей — от использования простых замков до привлечения спутниковых и телекоммуникационных технологий.

Тема защиты автомобиля от угона или посягательства на содержимое салона не нова: как только появился массовый спрос на четырехколесные средства передвижения, так не замедлили объявиться люди, основной спецификой работы которых была передача машины из одних рук в другие, причем без ведома хозяина первых рук.

С тех давних пор автопроизводители и разработчики охранных комплексов и угонщики находятся в состоянии войны. Первые придумывают все более совершенные методы защиты машины от угона, вторые — способы их обойти. «Раньше угонщик шел «на дело» в основном с металлической линейкой, которой можно было открыть большинство отечественных машин. А сейчас в его чемоданчике можно встретить и термос с жидким азотом, и особо прочные заготовки ключей, и «паука» из проводов для обхода электрических блокировок», — отметила сотрудник пресс-службы ГИБДД Красноярска Галина Круглова.

Как говорит менеджер по продажам автосигнализаций автоцентра «Спикер» Михаил Масленников, весь спектр автомобильных охранных комплексов можно разделить на три большие категории, которыми определяется способ защиты. Во-первых, это сигнализации как таковые, главной целью которых является сообщить владельцу машины о покушении на его собственность. Более сложные устройства призваны максимально усложнить «труд» угонщика, а в случае угона помогают обнаружить местоположение автомобиля. Особняком стоят механические противоугонные средства — замки на капот, руль, педали, колеса, коробку передач. Чтобы снять такой замок, понадобится недюжинная хитрость, а то и приличная физическая сила, но далеко не каждый угонщик может похвастаться наличием того или другого, не говоря уж о сочетании обоих этих качеств.

Старая добрая классика

Самый главный критерий при выборе типа охранной системы и конкретной модели — ценность защищаемого автомобиля. Она может быть как материальной, выраженной в дензнаках, так и моральной — «дорога как память», «редкий цвет» и тому подобное. Если авто не оборудовано аудиоаппаратурой ценой в полмашины и в салоне не оставляются вещи, то приоритеты должны быть нацелены на трудность угона как такового. «Как правило, на охрану машины тратится от 3 до 10 процентов ее стоимости, причем нижний предел характерен для дорогих «иномарок», а верхний свойственен отечественным машинам», — отмечает руководитель проекта 24auto.ru Артем Потехин.

Для отечественных и подержанных автомобилей, которым угроза угона и последующей перепродажи или разборки на запчасти не слишком страшна, лучше предпочесть самую простую звуковую сигнализацию. Стоимость ее составит около 1500–1800 рублей вместе с установкой. Против угона она не слишком эффективна, а вот любителей «покататься» или вытащить аудиотехнику из салона она вполне может отпугнуть.

«Самый простой и дешевый способ внедрения такой сигнализации в машину включает в себя установку выключателей-концевиков на двери, капот и багажник. Принцип работы элементарный: при открывании любого из вышеперечисленного срабатывает сирена, привлекая внимание водителя и прохожих», — рассказал менеджер-установщик фирмы M-Style Денис Украинский. Но, добавил он, такую сигнализацию необходимо дополнить датчиком удара, чтобы злоумышленник не мог проникнуть в нее, просто разбив стекло. Сирена также должна иметь автономное питание, иначе угонщик легко нейтрализует ее, перерезав провода, идущие к аккумулятору.

Из других наиболее востребованных и полезных дополнений к стандартному комплекту автосигнализации стоит отметить датчик наклона, который предохранит «разувание» «железного коня», и микроволновой датчик, следящий за изменением объема внутри салона, а также, при соответствующей настройке, частично за его пределами.

Способы обмануть датчики и заглушить сирену профессиональным угонщикам давно известны. Но даже в этом случае, вырвав провода из замка зажигания или замкнув контакты, злоумышленник не сможет завести машину: пока она под охраной, электрические цепи стартера, зажигания, электробензонасоса блокированы. «Опытного угонщика это, разумеется, не остановит, потому что блокировка в недорогих и распространенных сигнализациях сделана на основе трех-четырех типовых схем, попробовать отключить блокировку или соединить нужные провода напрямую — дело пары минут», — рассказал Денис Украинский. Но время в любом случае играет против злоумышленника, так что даже такая защита может помочь, подчеркнул он.

Стоимость сигнализации такого типа начинается от $150. При этом более сложные охранные комплексы подразумевают и более дорогую установку: ее стоимость колеблется от 50 до 100 процентов от цены самой сигнализации. Этот параметр зависит и от модели автомобиля: если установщику предстоит работать с «автоэкзотикой», вполне вероятно, что стоимость установки возрастет.

Следующий этап в наращивании охраны своего автомобиля — установка сигнализации с обратной связью. В этом случае владельцу не нужно быть на расстоянии слышимости от своей машины: специальный брелок-пейджер с помощью светодиодов или ЖК-экрана расскажет о состоянии объекта охраны. ЖК-экран удобен тем, что может наглядно показать, какая именно зона охраны сработала. Наиболее продвинутые модели могут передавать на брелок дополнительную информацию: например, салонную и «забортную» температуру. Лучшие представители этого класса сигнализаций могут оповестить своего владельца на расстоянии до двух километров.

«Помимо оповещения, все сигнализации имеют те или иные сервисные функции, которые защиты машине не добавляют, но очень удобны в эксплуатации», — рассказывает Михаил Масленников. Самая востребованная из таких функций — управление центральным замком, который в свою очередь распоряжается открыванием и закрыванием замков на дверях. Следующая по полезности — автоматический запуск двигателя для его прогрева в холодное время года.

Самая продвинутая технология блокировок — беспроводные реле. Они устанавливаются в самых потайных местах, от блока сигнализации к ним не идет никаких проводов — попробуй обнаружь и обезвредь! Существует небольшая разновидность подобных реле, управляемых по единой цифровой шине, которая присутствует в «иномарках» представительского класса. Они в данном случае получаются хотя и не беспроводными, но тоже подразумевают скрытую установку и отсутствие проводов, идущих от них непосредственно к блоку сигнализации.

Стоять на месте

Но даже полный комплект датчиков и блокировок вряд ли устроит владельцев дорогих «иномарок». Для них есть более современные и стойкие к воздействиям технологии. Первая из них — это иммобилайзер, дословно «обездвиживатель». Его основная задача — не дать запустить двигатель. То есть можно считать, что это центр управления блокировками электрических цепей. «Одними из самых надежных (по части защиты от угона) считаются штатные иммобилайзеры. На заводе в процессе изготовления автомобиля есть возможность реализовать очень хитроумные технологии блокировок. Чтобы нейтрализовать подобные ухищрения, придется разбирать половину салона, а то и его целиком. Электрические цепи таких систем дублируются, поэтому нарушить их работу практически невозможно», — считает Денис Украинский из M-Style.

Самые простые иммобилайзеры стоят около $100 без стоимости установки, а наиболее продвинутые устройства этого типа могут стоить $1000 и более. За установку необходимо будет отдать 10–20% от стоимости иммобилайзера. При этом, как отмечает Артем Потехин, экономить на установке смысла нет. «В этом случае лучше обратиться в надежную компанию, давно работающую на этом рынке. Услуги их обходятся дороже, но специалисты таких компаний могут надежно спрятать сигнализацию в машине. Это, в свою очередь, значительно затрудняет угонщикам их работу», — говорит он.

Очень часто иммобилайзеры существуют в симбиозе с микропроцессорной системой управления двигателем. На практике это означает, что пока от иммобилайзера не будет получена команда на запуск, двигатель не заведется. А злоумышленнику предстоит поразмыслить, по какой причине эта команда не выдается. Многие иммобилайзеры способны имитировать неисправности: машина вроде бы заводится, угонщик выезжает на ней на улицу, а через минуту двигатель блокируется и включается сирена. Цель такого подхода состоит в выманивании преступника из тихого места, где он способен долго возиться с машиной, в оживленное место.

В большинстве случаев иммобилайзер работает по принципу определения «свой-чужой», и тут вовсю применяются беспроводные технологии. Один из самых распространенных вариантов заключается в том, что в замок зажигания встраивается небольшая антенна в виде петли, а в ключ — маленький передатчик, передающий в эфир определенный код. Иммобилайзер считывает этот код, и если он соответствует записанному в памяти устройства, то блокировки снимаются. Другой похожий вариант представляет собой так называемую «противоразбойную» карточку, сигнал от которой улавливается антенной, вшитой в спинку водительского сиденья. Пока карточка в кармане у водителя, он полностью держит машину под контролем, но стоит только ему отойти, и машина обездвижена. С помощью беспроводных технологий очень легко реализуются некоторые сервисные функции. Например, когда владелец подходит к машине, охранная система сама его опознает и открывает замки дверей и, соответственно, самостоятельно встает на сигнализацию, когда он отходит.

Отдельный класс противоугонных систем — это те, которые используют новейшие достижения в области телекоммуникаций и спутниковых технологий. Их основное достоинство заключается в том, что они помогают вернуть машину, если преступник все-таки смог ее угнать. «Такие аппаратные комплексы, работающие через сотовые сети и использующие технологию глобального позиционирования GPS, при установке на автомобиль помогают определить его местонахождение с точностью до 50 метров, чего в большинстве бывает достаточно», — говорит директор компании «АвтоКоннекс–Красноярск» Татьяна Осейчук.

Цена установки спутниковых комплексов достаточно стабильна, поскольку такие системы устанавливаются практически исключительно на дорогие автомобили. Само оборудование стоит $800–1700, его установка обойдется еще в $80–500 в зависимости от модели машины. Кроме того, в отличие от остальных типов сигнализаций, они предусматривают абонентскую плату за их обслуживание, которая составляет $30–45 в месяц. В случае срабатывания какого-либо датчика или нарушения периметра защиты информация об этом поступает в диспетчерский центр компании, занимающейся охраной автомобиля, и после этого машина попадает под постоянный контроль диспетчера. Как правило, он немедленно связывается с владельцем машины, и в случае подтверждения угона (или даже если с владельцем нет связи) организовывается ее поиск.

Сервисных функций у подобных охранных комплексов тоже предостаточно, отмечает госпожа Осейчук. Самые интересные из них — получение информации о состоянии машины на мобильный телефон и ее текущем местоположении. С телефона же или через Интернет можно управлять некоторыми функциями.

КОНДРАТИЙ РУЛЕЕВ

http://www.kommersant.ru/region/krasnoyarsk/page.htm?Id_doc=618048

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.