Залогом широкого внедрения вычислительной техники в перспективных автомобилях является упрощание управления, повышение эффективности основных автомобильных систем и безопасности движения при наличии тенденции неуклонного снижения стоимости, объема и повышения надежности электронных компонент.
При вводе автомобиля в криволинейную траекторию движения для автоматического поворота управляемых колес используют гидравлические или пневматические усилители, которыми оснащают современные автобусы, грузовые и легковые автомобили высшего класса.
Для автомобилей, не снабженных усилителями, применяют специальные электроприводы рулевого вала, устанавливаемые непосредственно на рулевой колонке.
Гидравлические и пневматические усилители рулевого управления имеют много общего в назначении элементов. Как следует из структурной схемы , водитель 1 рулевым механизмом 2 через привод 3 управляет пневматическим или гидравлическим распределителем 5, при помощи которого сжатый воздух или жидкость под давлением от источника энергии 4 по магистрали 6 поступает в силовой элемент 7. Силовой элемент представляет собой цилиндр, поршень которого под давлением рабочего тела воздействует на привод и поворачивает управляемые колеса . Привод и распределитель механически соединены друг с другом, чем обеспечивается отрицательная обратная связь по перемещению. В то же время при работе распределителя и повышении давления в магистрали, питающей силовой элемент, водитель ощущает на рулевом колесе сопротивление повороту. Так реализуется второй контур обратной связи — обратная связь по нагрузке. Окружное усилие на рулевом колесе при движении для автомобилей без усилителя.
В автоматизированном рулевом управлении при повороте рулевого колеса , через рулевой вал и рулевой механизм осуществляется возвратнопоступательное движение золотника распределителя . Рабочее тело от насоса (или рессивера со сжатым воздухом) поступает к распределителю по трубопроводам , При среднем положении золотника напорный и сливной трубопроводы сообщаются между собой и силовой элемент не работает. Перемещение золотника назад или вперед приводит к перекрытию одного из сообщающихся трубопроводов, и рабочее тело под давлением поступает по трубопроводам или в силовой элемент. Если наполнение, идет по трубопроводу, то слив из полости силового элемента происходит по трубопроводу через распределитель в резервуар. Если наполнение осуществляется по трубопроводу , то слив происходит из второй полости силового элемента.