От угона не застрахована ни одна машина - от стареньких Жигулей до дорогого Bentley. Если злоумышленник всерьез присмотрел вашего железного коня, то его не остановит ни спутниковая сигнализация, ни охраняемый гараж. Остается лишь относиться к этому риску философски: надеяться, что минует. А тем временем, по принципу на бога надейся, а сам не плошай стараться снизить возможность угона.
Сказать легко, выполнить труднее. Что греха таить, многие из нас оставляют машины под окнами, даже если гараж наличествует. Никому неохота идти потом оттуда пешком, пусть даже пару домов. Опять же зимой: чтобы очистить от снега гараж после ночной пурги, понадобятся время и физические усилия. В то же время, смахнуть снег щеткой сможет даже женщина. Короче, сел и поехал. Вот только в один прекрасный момент, выйдя утром из подъезда, своей ласточки можно и не найти. Тогда, скорее всего, вы распрощаетесь с ней навсегда: по статистике МВД, число раскрытых угонов не превышает 30%.
Как известно, ГИБДД регулярно составляет статистику самых угоняемых автомобилей - и по Москве, и по другим городам, и по России в целом. Это нужно, во-первых, самим водителям - становится понятно, за какую машину можно не беспокоиться, а какую все же следует поберечь. А, во-вторых, страховщикам: в зависимости от гаишной статистики они рассчитывают коэффициент риска и начисляют сумму за страховку. Так что к этим рейтингам следует подходить с особым вниманием.
Особенно если их составили не в какой-то непонятной компании или институте, а в МВД. У них вся статистика по угонам наличествует, так что, как говорится, им и карты в руки. Итак, что угоняют в России сегодня?
Наиболее лакомыми кусками для угонщиков нашей стране считаются дорогие легковые машины стоимостью свыше 20 тыс долл., а также строительная техника и в первую очередь - автокраны, заявили на очередном брифинге представители МВД. Из легковых автомобилей воры больше всего любят Audi, BMW и Toyota. Такие машины легко можно перепродать, получив прибыль порядка 10-15 тыс долл. Автомобили более дешевого класса, как правило, спросом не пользуются. Если раньше все говорили о том, что Лады выше 9-й модели являются любимой добычей злоумышленников, то теперь, считают милиционеры, все изменилось. Народ разбогател, и такие машины попросту себя не окупают. Правда, рядовые Жигули по-прежнему крадут, но теперь это делают чаще всего мелкие хулиганы, желающие покататься. Охраняются изделия отечественного автопрома хуже всего, почему бы и не соблазниться тем, что плохо лежит? Впрочем, согласно обнародованным столичным ГИБДД в начале года данным, в Москве ситуация несколько отличается от общероссийской. Самая популярная иномарка здесь - Volkswagen, причем чаще крадут автомобили старше трех лет. Не меньшим спросом у угонщиков пользуются Лады последних моделей. Их тут же разбирают по винтикам в подпольных автосервисах и продают на запчасти в другие регионы.
Сбыть дорогие машины, по признанию самих милиционеров, проще простого. Для этого есть два основных способа. В первом случае злоумышленники заранее подготавливают полный комплект документов, так что жестянщик лишь перебивает пару цифр на металлических деталях. Затем машину можно реализовывать, как угодно: чаще она продается на рынке автомобилей с пробегом, и продавец на все вопросы покупателя отвечает, что она была доставлена из-за рубежа. А что уж там с ней было - никому неизвестно. Второй вариант куда более простой. Машину угоняют или отбирают прямо на дороге, а затем она отгоняется куда-нибудь в южные регионы. Там, в горах, нормы правосудия носят пока весьма условный характер, так что без помех ездить на криминальном автомобиле можно хоть всю жизнь. Как было отмечено, по национальному составу среди угонщиков лидируют ингуши, да и сами машины нередко отыскиваются потом в Ингушетию. Видимо, криминогенная обстановка в этой республике особо благоприятствует сомнительному угонному бизнесу.
А вот почему крадут строительную технику - непонятно, хотя факт есть факт. Вряд ли угонщики в массовом порядке хотят переквалифицироваться в застройщиков, хотя строительный бизнес сейчас весьма выгоден. Но тем не менее. Особенно уважают угонщики автокраны - видимо, потому, что их услуги востребованы не только на строительстве, а где угодно. Любые масштабные погрузочно-разгрузочные работы без них немыслимы, вот и покупают фирмы, связанные с грузоперевозками левые краны по дешевке. А что - стоит себе на заднем дворе, работает, а не по дорогам ездит, гаишники к нему не цепляются... Крадут и строительную экзотику. В Челябинской области был зарегистрирован случай пропажи дорожного катка с автогрейдером. Вот кому понадобился сей громоздкий и малоупотребительный агрегат? Наверное, сейчас чью-нибудь дачу по сотому разу в асфальт закатывает.
Но угоны - это еще не так страшно, хотя, конечно, плохо и неприятно. Вот когда машину буквально вырывают из рук водителя - это действительно ужасно, поскольку может привести и к человеческим жертвам. Как заявили на брифинге, в 2006 году в стране было зарегистрировано 1363 грабежа и 1333 разбойных нападения с целью завладения автотранспортом. По данным МВД, по сравнению с 2005 годом число грабежей снизилось на 9,4%, а разбойных нападений - на 20,3%. Раскрыто было 25% грабежей и 53% разбойных нападений. К сожалению, владельцев угнанных машин этим вряд ли утешишь.
Наиболее опасными, с точки зрения нападений и угонов, являются трассы Москва - Санкт-Петербург, Дон, Кавказ и Урал. Как рассказали на брифинге, особо замечательной является здесь трасса Москва-Санкт-Петербург, она же Россия. Здесь, возможно, продолжают орудовать сообщники знаменитого главаря, который прославился тем, что в 1998 году ухитрился угнать с Коломенского тепловозостроительного завода локомотивы.
Итак, шансы на угон Вашего автомобиля Вы оценили. Остается понять, как еще больше эти шансы снизить. Особенно это касается тех, кто покупает машины из вторых, а то и третьих рук. Перед тем как заплатить за машину, сотрудники МВД советуют людям провести экспертизу, чтобы точно определить подлинность номеров и документов. Но даже если все чисто, став владельцем автомобиля, расслабляться не следует.
Прежде всего, нужно уметь выбирать место для стоянки машины. Ставить ее нужно не в темном закоулке, а в максимально освещенном месте. И самому из окна будет лучше видно, и в случае угона больше возможностей отыскать свидетелей. Вот только в ситуации, когда вокруг дома уже не осталось парковочных мест, это правило не работает. Ставят, где придется. А при нынешнем дефиците парковок это случается все чаще. Если оставить машину рядом с кинотеатром, театром, или просто бассейном, куда вы приехали ради культурного отдыха, у преступника появляется шанс вычислить, сколько времени у него есть в запасе. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь в стороне.
Чтобы не привлекать вора, лучше не оставлять в машине только что купленные вещи, сумку (особенно дамскую), барсетку и т.п. А также детское автокресло - на них тоже находятся охотники. Был случай, когда в машину девушки, по неосторожности бросившей ее возле торгового центра, проник злоумышленник. Разбив стекло, он вытащил оттуда... сумку с пятью килограммами картошки. Когда хозяйка вернулась, ее удивлению не было предела. Что называется, кто за чем охотится. Хуже всего, когда, несмотря на установленную противоугонную систему (а то и не одну), хозяев машины губит собственная халатность. Угонщик с удовольствием воспользуется незапертой дверью, открытым окном, оставленными в замке ключами зажигания. Так не доставляйте ему такого удовольствия!
Есть и более экзотические средства против воров - электрошоковый коврик на сиденье водителя (мощность -40 киловатт), электродымовая шашка в салоне и даже минирование, при котором вор получает сильную травму ног. Кстати, в 70-х годах один из измученных угонами московских автовладельцев так заминировал свою машину, что вор при очередной попытке погиб. Защита любимого автомобиля, бесспорно, дело необходимое и серьезное. Но чувство меры не помешает...
Наталья БОКАРЕВА
Источник: http://www.point.ru/