Милиция по-прежнему бессильна перед автомобильными угонщиками. За 10 месяцев 2006 года только на территории Московской области зарегистрировано 6832 преступления, связанных с незаконным завладением автотранспортом. Из них 5064 транспортных средства было похищено в результате разбоев, грабежей или краж, еще 1768 подверглись угонам.
К сожалению, в целом число подобных преступлений в течение последних лет практически не снижается. В среднем за сутки в области похищается около 20 автомобилей. Раскрываемость между тем катастрофически мала – так, из 6832 раскрыто было всего 1143 преступления (каждое 6-е).
Воруют машины не только у москвичей – многие иногородние вынуждены возвращаться домой на чем угодно, но не на своем автомобиле. Согласно данным МВД, наибольшее количество угонов совершается на окраинах столицы и в ближнем Подмосковье – это районы Балашиха, Орехово-Зуево, Щелково, Мытищи, Серпухов. По кражам лидируют Химки, Одинцово, Люберцы, те же Мытищи. Где крадут, там и сбывают. Милиционеры предупредили: что бы там ни говорили, основной площадкой для сбыта краденых автомобилей по-прежнему остаются авторынки (в том числе крупнейшие – Мытищинский и Люберецкий). Поэтому тот, кто приобретает автомобиль с рук, сильно рискует и должен быть заранее готов к неприятностям.
Сотрудники областного ГУВД сообщили, что в большинстве случаев кражами автомобилей промышляют целые банды: кражи осуществляют абсолютно разные группы, иногда даже не знакомые между собой, “но у которых, безусловно, одна голова”. Найти “хвосты”, по словам представителей ГУВД, очень сложно.
Милиция постоянно воюет с угонщиками. Регулярно проводятся оперативные мероприятия на рыночных площадках, где сотрудник ГУВД выступает в качестве обычного покупателя.
Некоторые положительные результаты этих операций были обнародованы. Как сообщили милиционеры, в течение года были обезврежены две крупные преступные группировки: группа Королькова – специалисты по большегрузной технике, а также группа Старкина, совершавшая разбойные нападения на владельцев дорогих иномарок. Члены “старкинской” группировки промышляли разбоями с использованием формы сотрудников милиции, своей территорией они считали подмосковные Химки, Мытищи и Ногинск.
Тем не менее, по словам начальника отдела Управления уголовного розыска ГУВД Московской области полковника милиции Анатолия Клячина, несмотря на то, что в текущем году удалось добиться некоторой стабилизации, раскрываемость угонов и краж по-прежнему остается очень низкой. Дело не только в том, что угонщики постоянно совершенствуются в способах угона. Эффективность была бы выше, говорят милиционеры, если бы ГУВД заручилось государственной поддержкой по поимке воров. Сегодня законодательство слишком снисходительно к таким преступникам, считают сыщики, поэтому те уходят от наказания и быстро возвращаются к прибыльному ремеслу.
Дело в том, что сейчас ответственность за угон автотранспорта предусматривается по двум статьям УК: ст. 158 (кража) и ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения). Угоны без цели хищения совершаются крайне редко, но доказать умысел следствию тяжело, поэтому на практике данное преступление квалифицируется не как кража автотранспорта, а как неправомерное завладение без цели хищения. Чтобы искоренить эту практику, МВД предлагало депутатам исключить из УК статью 166, чтобы любое неправомерное завладение автотранспортом расценивалось как кража. Кроме того, в Госдуму было направлено предложение о введении уголовной ответственности за посредничество при возврате угнанного автотранспорта. “Но в Думе эти вопросы не прорабатываются, – заявил А. Клячин. – В итоге мы сражаемся, как Дон Кихот, с ветряными мельницами!”
Между тем сами законодатели придерживаются совсем другого мнения. “Существующие законы вполне позволяют бороться с угонами, – считает председатель Общества автомобилистов России и депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – А статистики по рецидивам МВД почему-то не предоставляет”. МВД само поддерживает каналы по сбыту краденых машин, считает депутат: “Не секрет, что в министерстве существуют группы, которые сотрудничают с бандитскими группировками и являются их “крышей”. И МВД об этом знает”. По мнению Похмелкина, для повышения эффективности своей работы МВД должно провести структурную реформу и выделить отдельное подразделение для борьбы с угонами: “Потому что сейчас угонами занимаются самые разные подразделения: ГУВД, ГИБДД, ГАИ. Создание отдельного подразделения – это внутреннее дело МВД, и им никто не мешает этим заняться. А перекладывать ответственность на других – неправильно”.
Как обстоит дело в реальности – рассуждать не рискнем. Столичной милиции жаловаться действительно не на что, в отличие от коллег в регионах, у нее на вооружении самые продвинутые средства. Это цифровая техника, которая способна идентифицировать транспортное средство мгновенно и за полсекунды проинформировать о том, числится машина в розыске или нет; спутниковые навигационные системы, свой летный отряд малой авиации и пр. Будем надеяться, что в следующем году милиция об этом вспомнит и порадует нас результатами своей работы – ведь рассчитывать на своевременную, нужную и полезную законодательную инициативу у нас в стране – дело неблагодарное.
Статистика угонов по Московской области с начала 2006 года
Место | Марка | Угнано |
1 | ВАЗ 2108 -09 -099 -13 -14 -15 | 820 |
2 | ВАЗ 10-е семейство | 471 |
3 | ВАЗ “Классика” всех годов | 355 |
4 | VW Passat | 184 |
5 | Audi 100 | 119 |
6 | Chevrolet Niva | 108 |
7 | Toyota Camry | 104 |
8 | Audi 80 | 100 |
9 | Toyota Avensis | 94 |
10 | Toyota Corolla | 90 |
11 | VW Golf | 85 |
12 | Audi A6 | 74 |
13 | Toyota RAV4 | 58 |
14 | Toyota Land Cruiser | 57 |
15 | BMW 520 | 52 |
16 | Audi A4 | 49 |
17 | Lexus RX300 | 48 |
18 | Ford Focus | 46 |
19 | Chrysler (все модели) | 46 |
20 | ГАЗ (все модели) | 44 |
Елена Костякова
Источник: http://www.autonews.ru