Увеличение числа раскрываемых угонов автомобилей не лишают злоумышленников идеи прокатиться за чужой счет. По данным Департамента уголовного розыск МВД России, за первые пять месяцев текущего года в московском регионе своих «железных коней» лишились 4368 владельцев. Впрочем, у прямой материальной составляющей кражи авто есть и оборотная сторона — самые угоняемые машины попадают в «черные списки» автостраховщиков, которые тут же взвинчивают цены на их страховку. Больше всего от действий угонщиков страдают владельцы полно- и переднеприводных «ВАЗов», а также Volkswagen и Toyota.
По информации Департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД России, которая приводится на сайте Autonews.ru, за превые пять месяцев текущего года своих автомобилей лишились 4368 москвичей и жителей Подмосковья. Впрочем, отмечают в МВД, эта цифра может оказаться ниже итоговых показателей, представленных в таблице. Связано это с тем, что в розыск объявляются автомобили, с которыми связаны не только собственно угоны и хищения. Но и прочие противоправные действия. Например, когда речь идет о случаях, когда машина была продана по доверенности и ее бывший хозяин, дабы избавиться от преследований налоговых органов, пишет заявление на угон авто.
Как отметили в силовом ведомстве, большинство машин похищаются в столичном регионе с целью дальнейшей их легализации в регионах, поскольку меры по ее пресечению в Москве достаточно жестки. Кроме того, из-за насыщения Москвы транспортом и ее ориентиру на более дорогие модели автомобилей основным рынком сбыта криминальных машин становится периферия. Поэтому не удивительно, что угонщики всех мастей находят свое пристанище именно в столице.
Первое место по угнанным автомобилям все еще занимает продукция отечественных автозаводов. Лидером рейтинга традиционно стали «Лады» (всего 1687 автомобилей, числящихся в угоне), преимущественно переднеприводные. Так, на долю десятой серии тольяттинских авто пришлось 192 угнанные машины, девятой —176, а 99-й — 146. Традиционный интерес вызвала у угонщиков и «классика» — 101 уехавшая от хозяина «семерка».
Заметим, что, несмотря на снижающиеся показатели «угоняемости» автомобилей, структура «спроса» остается той же — десятка лидеров в последние годы практически не меняется. На втором месте среди пользующихся у угонщиков спросом брендов оказался немецкий Volkswagen с 546 угнанными за пять месяцев у москвичей автомобилями. Из них на долю Passat пришлось 369 машин, а Golf — 96. Следом за немцами в таблице оказались японская Toyota с 455 числящимися в угон машинами (среди них: Camry – 116, Avensis – 94, RAV4 – 76, Land Cruiser – 68 и Corolla – 51) и немецкая Audi с 441 машиной, среди которых 138 Audi 80, 105 — A6 (в основном старого поколения) и 76 угнанных Audi 100.
Как отмечают эксперты-криминалисты, периферийный рынок сбыта угнанных автомобилей объясняет тот факт, что статистика их хищений коррелируется со спросом на новые иномарки и их продажами лишь косвенно. Так, лидеры продаж по итогам первого квартала текущего года корейские Daewoo и Hyundai оказались, согласно спросу похитителей, лишь на 9-м и 19-м местах соответственно (79 и 27 угнанных у москвичей авто).
Между тем, угонщики служат плохую службу потенциальным покупателям «Лад», Volkswagen и Toyota и с точки зрения стоимости страховки этих авто. Как удалось выяснить Autonews.ru, в страховых компаниях исходят из собственной статистики при страховании автомобилей по риску угон, которая впрочем не сильно отличается от данных МВД. По данным экспертов страхового дома ВСК, самые угоняемыми машинами являются Audi A6 (опять таки старыми), BMW X5 и Volkswagen Passat среди иномарок и ВАЗы 12-й, 10-й, 15-й и 6-й серий среди отечественных автомобилей. По статистике страховой компании «Россия», в иномарках также лидируют Audi A6 и Volkswagen Passat, а среди отечественных машин – «десятки», «девятки» и «семерки». При этом тарифы на страховку автомобилей от угона по КАСКО пересматриваются как минимум один раз в год. По словам замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, машины довольно активно дрейфуют из одной категории «угоняемости» в другую. К тому же существует четкая зависимость от возраста угоняемых авто. Так, если составляющая угона в цене страховки КАСКО на новый Volkswagen Passat (до двух лет) равна 7%, то при возрасте авто от трех до пяти лет его владельцу придется прибавить 6% к страховой стоимости, а после шести лет — уже лишь 2%. Это означает, что особой популярностью у угонщиков Passat пользуется именно в первые два года эксплуатации.
По данным МВД, среди автомобилей Toyota в последнее время все большей популярностью у похитителей стала пользоваться модель Camry. По словам Игоря Иванова, если раньше в его компании из-за отсутствия статистики по угонам данной модели Camry страховалась по 1% от страховой стоимости вне зависимости от срока эксплуатации, то сейчас за страховку годовалой «японки» придется доплатить 5%, и лишь в последующие годы по 1%.
Злую шутку сыграла статистика и с ревнителями отечественной автоиндустрии. Застраховать от угона годовалую «девятку» ее хозяину обойдется в 3% от стоимости, возрастом от 1 до 6 лет — 2%, и на шестой год страховка обойдется уже в 1%. «Восьмерки» пользуются у воров большим спросом: новая машина будет застрахована за 6% от ее стоимости, до шести лет — по 1%, а уже на 6-7-й годы — по 3%. Еще дороже обойдется десятая серия «Лад»: в первый год 6% от стоимости, 2-3-летние авто по 1%, с трех до шести лет по 3%, а 6-7-летние авто уже по 4%. Т.е. грабители предпочитают иметь дело с новыми «десятками» и с теми, которые начинают стариться.
Самым же показательным является пример с полукровкой Chevrolet-Niva. Из 74 угнанных в Москве за пять месяцев автомобилей Chevrolet 62 пришлось именно на эту модель. «У нас было время, когда мы практически отказывались от страховки этой машины — тариф на нее составлял 18% от стоимости. По нашим данным, угонялась она в основном для продажи по частям», — говорит Иванов.
Между тем, у фанатов «ВАЗов» еще есть надежда, связанная с ростом доходов населения и все большим его отказом от отечественной продукции в пользу иномарок. По прогнозам экспертов, в 2005 году сохранится тенденция снижения численности, и, соответственно, доли похищенных отечественных автомобилей. Характерно, что прошедший год был первым в истории, когда количество купленных новых иномарок в салонах превысило количество ввезенных в Россию подержанных.
По словам страховщиков, снизить тарифы на страховку пользующихся особым спросов машин можно лишь за счет установки на них поисковых спутниковых систем, таких как «Автолокатор», «Цезарь Сателлит», «Эшелон». Некоторые страховщики уже применяют рекомендации в мягких или настоятельных формах к установке подобных систем на автомобили в зависимости от их страховой стоимости. Впрочем, даже эти системы не могут полностью оградить автомобиль от угона. Поэтому, по данным страховщиков, до 95% владельцев новых иномарок предпочитают застраховать свои авто еще до выезда из салона. В силовых же структурах сетуют, что существенно снизить статистику угонов не удастся до тех пор, пока существует большой разрыв в обеспеченности населения между столицей и регионами.
Самые угоняемые марки автомобилей в Москве за 5 месяцев 2005 года:
-
1. ВАЗ 1687
-
2. Volkswagen 546
-
3. Toyota 455
-
4. Audi 441
-
5. Mercedes 278
-
6. ГАЗ 264
-
7. BMW 233
-
8. Honda 229
-
9. Daewoo 79
-
10. Nissan 75
-
11. Chevrolet 74
-
12. Москвич 68
-
13. Lexus 67
-
14. Mitsubishi 53
-
15. Volvo 44
-
16. Opel 39
-
17. Ford 34
-
18. Skoda 31
-
19. Hyundai 27
-
20. Peugeot 24
-
21. Dodge 23
-
22. Mazda 23
-
23. Suzuki 19
-
24. Subaru 18
-
25. Chrysler 14
-
26. Renault 14
-
27. Kia 14
-
28. Rover 13
-
29. SAAB 6
-
30. Infiniti 5
-
31. Citroen 5
-
32. Fiat 2