-
- Рис. 1. Залезаем в стартер
-
- Рис. 2. Мудрим с Холлом...
-
- Рис. 4. Примитивная блокировка
- Система оптимизации параметров зажигания Бустер-3
-
- Рис. 5. Со стандартными системами зажигания такой
- номер не пройдет, но если в трамблере - оптопара...
Он - это старый «жигуленок», помнящий начало строительства БАМа и программу «Союз - Аполлон». Сегодня бедняга познает на себе все прелести жизни пенсионера - до былых заслуг дела никому нет. И лишь его небогатый хозяин по-прежнему относится к нему как к члену семьи - лелеет, балует и боится потерять.
Среди жулья подобные раритеты особым спросом, понятное дело, не пользуются, а вот юные пэтэушники не брезгуют ничем - покатать подружек можно и на «копейке». Да и не настолько «копейка» отличается от современной «семерки» - фасончик немножко другой, а в общем-то, один хрен. Поэтому проблема защиты «классики» от угона актуальна по сей день. Забавно другое - уберечь «жигуленка» от угона на практике гораздо сложнее, чем свежую «Тойоту»...
Беда всех ультрамодных «противоугонок» состоит в том, что их современнейшая электронная начинка просто не может ничего заблокировать в допотопной системе классического батарейного зажигания. С таким же успехом можно порекомендовать их первобытному человеку для защиты пещеры от хищников. Вот и тянется из красивых импортных коробочек яркий проводочек в подкапотное пространство. Да что ж он там сделать-то сможет? Снять питание с катушки, закоротить куда-нибудь прерыватель... Не смешно.
К сожалению, рядовой клиент всего этого не знает, ему кажется, что дорогая электронная игрушка защищает его тачку от угона. Матерые установщики профессионально отвлекают его внимание, бравируя количеством нулей в числе кодовых комбинаций радиобрелока под вопли сирены, завывающей на разные голоса по поводу и без. В чем-то они, безусловно, правы - не стоит огорчать «чайника» известием о том, что любой пэтэушник с помощью плоскогубцев и мотка проволоки запустит мотор секунд за 30-40, а улюлюканьями и миганием лампочек сегодня ничье внимание не привлечешь: этим занимается каждая вторая машина на улице. Да и сирену можно «заткнуть» за пару секунд, но об этом потом.
Ладно, мы не в Думе - займемся чем-нибудь конкретным. Перед нами возвышенная цель - защита «классики» от нападок современников. Кстати, а почему только «классики»? «Девятка», конечно, посовременнее «копейки», но, кроме датчика Холла с коммутатором, ей особо хвастаться нечем. Сформулируем задачу иначе: защитим электронным способом тачку, не имеющую ни контроллеров, ни форсунок, ни датчиков положения коленвала...
Способ 1
|
Театр - с вешалки, а пуск двигателя - со стартера. В его потроха вносят небольшое изменение: разрывают связь между втягивающей обмоткой и электродвигателем, а соответствующие контакты выводят наружу и подключают к дополнительному реле типа SCB-1-M-1240 SATURN или аналогичному (рис. 1).
Очевидно, что при обесточенном реле стартерный пуск двигателя из салона невозможен. Опытные угонщики обычно не тратят время на поиски разорванного провода и сразу лезут под капот, чтобы «коротнуть» нужную цепь отверткой или другим подсобным инструментом. Однако в данном случае такой номер не пройдет - при подаче напряжения на клемму «50» втягивающая обмотка все равно останется обесточенной, а удерживающая обмотка втягивать не обучена... Если же упрямый угонщик попытается оживить стартер, соединив между собой контакты тягового реле, то и в этом случае его ждет неудача - стартер закрутится, но... вхолостую, поскольку шестерня привода не войдет в зацепление с венцом маховика!
В общем, воспользоваться стартером жулику будет нелегко. Дополнительные провода снаружи незаметны, да и разобраться в их назначении методом высоконаучного «тыка» совсем не просто. В любом случае логично предположить, что на этой стадии вор-одиночка прекратит свои попытки. Если же машиной заинтересовался творческий «коллектив», то возможны попытки завести ее «с толчка». На этот случай мастера дорабатывают трамблер.
|
На автомобилях типа «восьмерки» изменяют распайку датчика Холла. Три провода (рис. 2) можно распаять шестью различными способами, одновременно доработав ответную часть жгута. Работоспособность штатной схемы при этом не изменится, а традиционный метод подключения между трамблером и аккумулятором «паука», т.е. коммутатора с катушкой зажигания в сборе, не сработает. Естественно, что хотя бы одну из цепей при этом нужно заблокировать из салона.
Рис. 3. Классика+Авангард |
А что же делать владельцам «копеек» и 412-х, у которых никаких датчиков Холла нет и никогда не было? А вот что. Вместо штатного проводка от прерывателя устанавливают почти такой же, но с резистором внутри. Затем машину оснащают системой электронного зажигания - например, от той же «восьмерки». Наконец, между трамблером и коммутатором подключают так называемый инвертор - устройство, сдвигающее фазу сигнала на 180 градусов (рис. 3). Задача решена - если, конечно, не забыть заблокировать какую-либо цепь из салона машины. Простейший инвертор - это, естественно, ключевой каскад на транзисторе с общим эмиттером, его-то мы и заблокируем...
Работает новое «зажигание» очень просто. «Изюминка» состоит в том, что прерыватель с незаметным резистором внутри прекрасно сотрудничает с электронным коммутатором, но категорически откажется работать непосредственно с катушкой зажигания, если угонщик попробует подключиться к ней «напрямую». Резистор уменьшит ток первичной обмотки на несколько порядков, поэтому искровой разряд возникнуть не сможет. А если вор попробует подключиться на вход знакомого коммутатора, оторвав «лишние» провода, то и в этом случае машина не запустится, хотя искра и появится! Дело в том, что «восьмерочный» коммутатор, не обученный работать с механическим прерывателем, начнет формировать искровые разряды не по размыканию, а по замыканию контактов. В результате момент искрообразования «уползет» на несколько десятков градусов, и пустить двигатель не удастся.
|
Последний шаг - установка охранной системы сигнализации - комментариев не требует. Выбирайте систему по своему вкусу и заставьте ее заблокировать две вышеописанные цепи. Заметим, что если наличие брелоков, ультрасоников и сирены не является для вас обязательным, то можно «по бедности» обойтись примитивным дистанционным переключателем на базе поляризованного реле типа РПС-20 или аналогичного, включение/выключение которого производится кратковременной подачей нулевого потенциала на соответствующую обмотку (рис. 4). Подавать эти потенциалы можно десятком различных способов: от скрытых под торпедо и сиденьем отечественных кнопок до импортной клавиатуры типа CHL-2. Дешево, надежно и практично - вполне в стиле Лелика из «Бриллиантовой руки»...
После этого даже «Москвич-412» будет обладать более высокой «угоностойкостью», нежели современный «форд» с халтурно заблокированным зажиганием. Впрочем, подобную доработку стартера мастера успешно применяют и на иномарках...
В довесок к «противоугонке» владельцы усовершенствованных «старушек» получат ряд дополнительных преимуществ. На «копейках» перестанут обгорать контакты «50» замка зажигания, ток через которые достигал 30 А; то же относится к механическому прерывателю трамблера. Да и электронное зажигание древнему двигателю не помешает...
Способ 2
Контактный прерыватель классической системы зажигания во все времена раздражал специалистов и любителей своими многочисленными недостатками. Поэтому неудивительно, что еще в восьмидесятые годы даже консервативная «Волга» обзавелась индукционным датчиком, а под капотами «Самар» прописались датчики Холла. Однако миллионы находящихся в эксплуатации автомобилей до сих пор, подобно дикарям, «добывают» искру с помощью контактов.
Проблемы с заменой контактной системы на бесконтактную сегодня не существует - были бы деньги и желание. Владельцам «копеек» и прочей «классики» рынок предлагает как готовые трамблеры с датчиком Холла, так и отдельные детали в виде упомянутых датчиков в комплекте со специальными крыльчатками, задающими момент искрообразования. Стандартные коммутаторы от «восьмерки» тоже лежат на каждом углу. Однако есть и другой способ решения проблемы, позволяющий убить двух питомцев деда Мазая. В трамблер от «классики» можно впихнуть инфракрасный датчик...
Появившись еще в шестидесятые годы на страницах популярных радиолюбительских изданий, оптоэлектронные датчики так и не смогли выбраться оттуда на оперативный простор серийного производства. Попытаемся объективно сравнить оптоэлектронный датчик с его знаменитым коллегой. Оба изделия позволяют отслеживать с высокой точностью угол поворота вращающегося экрана, формируя на выходе четкий электрический сигнал с крутым фронтом при любой частоте вращения. (В этом их главное преимущество перед датчиком «Волги».) Недостатком оптоэлектронных датчиков принято считать их загрязнение в процессе эксплуатации, которое может привести к сбоям в работе. Однако если применение датчика Холла влечет за собой использование магнита, а также специального экрана, способного шунтировать магнитный поток, то оптоэлектронный датчик менее притязателен. Магнит ему, естественно, не нужен, а экран может быть хоть пластмассовым. А если учесть, что диаграмма направленности оптоэлектронного датчика более «узкая», нежели у «холла», то и требования к точности сборки у него ниже. Кроме того, он сохраняет работоспособность при снижении напряжения питания чуть ли не до 2 В, тогда как «холл» начинает капризничать уже при 6 В.
|
Попытки реанимировать ни в чем не виноватый датчик продолжаются по сей день. Примером является система оптимизации параметров зажигания «Бустер-3», выпускаемая Московским электромеханическим заводом N 1. Оптоэлектронный датчик момента зажигания «Бустера-3» выполнен на светодиоде и фототранзисторе, работающих в инфракрасном диапазоне частот. Именно это обстоятельство в совокупности с относительно невысокой ценой (200 рублей) и привлекло к изделию наше внимание.
«Бустер-3» предназначен для установки на ВАЗ 2101-2107 и 2121. Если верить руководству по эксплуатации, то владельцы указанных автомобилей, купившие «Бустер», смогут реже ездить на бензоколонку, спокойно запускать двигатель зимой, полностью забыть про существование капризного подшипника вала распределителя, перестать шарахаться от газоанализаторов и т.п. Бесконтактные системы при прочих равных условиях действительно имеют преимущества над контактными, однако насчет реальной экономии средств особо обольщаться не стоит.
Основными деталями «Бустера» являются датчик, экран и коммутатор. Датчик представляет собой С-образную печатную плату, на которой установлены собственно оптоэлектронный модуль, а также несколько радиоэлементов для усиления сигнала. Экран содержит 4 прорези по 30 каждая. Логика работы датчика соответствует штатному прерывателю с углом замкнутого состояния контактов в 60 . При вращении экран периодически перекрывает инфракрасный луч, что приводит к появлению на выходе датчика сигнала низкого уровня. Указанный сигнал поступает на коммутатор, который подает напряжение на первичную обмотку катушки зажигания. В момент прохождения через зазор оптоэлектронного модуля прорези экрана на выходе датчика появляется сигнал высокого уровня, что приводит к резкому прерыванию коммутатором тока через катушку и, следовательно, к возникновению искры.
Установка «Бустера» на автомобиль особых сложностей не вызывает. Следует демонтировать распределитель зажигания, установить в него вместо штатного прерывателя датчик и экран, после чего вернуть распределитель на место. После установки коммутатора нужно осуществить необходимую разводку проводов, причем соединения датчика с коммутатором следует пропаять и заизолировать. По окончании работ нужно проверить момент зажигания. На всю работу, включая поиски паяльника, уходит 1-2 часа.
|
Вводить блокировку в подобную систему зажигания - одно удовольствие. Жгут, идущий от трамблера к коммутатору, следует дополнить несколькими проводами-обманками, посадив часть из них на «плюс», часть - на «землю». Отвод жгута пропускаем в салон (рис. 5), где и блокируем одну-две цепи любым известным способом. «Напрямую» такую систему не осилить - это тебе не стандартная «восьмерка», цоколевка которой известна любому пионеру.
Два зайчика убиты - без бутыл.., т.е. без запасного трамблера тачку теперь не угнать, а все проблемы, порожденные контактным прерывателем, канули в Лету.
Очевидно, что все вышесказанное относится не только к «Бустеру», но и к любой другой нестандартной системе с аналогичными талантами.
В заключение - пара обещанных советов начинающим угонщикам. Идя «на дело», полезно запомнить несколько способов заткнуть пасть орущей сирене...
Любители цветоводства могут полить сирену водой из пластмассовой бутылки - результат превосходит ожидания. Более профессиональный способ - залить ее пеной. При отсутствии пены и отключении водопровода можно просто заткнуть бедолагу поролоном. Любители кардинальных мер должны нанести удар молотком по торцевой части. Юмористы с крепкими бицепсами могут презрительно оторвать надоевшую «оралку» и выкинуть... Конечно, это для того случая если капот не защищен Hood Lockом.
Вопросы есть? Ну что вы, я это написал вовсе не для угонщиков, а для тех, у кого под окнами всю ночь орут чьи-то тачки с хреновыми сигнализациями. Намек понятен?
источник: http://m12v.auto.ru/