В идеале хочется, чтобы сигнализация делала машину неприступной для взлома, оказывая противодействие как угону автомобиля, так и салонному воровству, чутко реагируя на любую попытку посягательства на собственность. Однако зачастую оказывается, что основным видом тревоги становятся т. н. ложные срабатывания, от которых у владельца вместо чувства спокойствия, что машина под охраной, появляются только раздражение и апатия. Но вот вопрос: возможно ли, что называется, объять необъятное и достичь того, чтобы система оказывалась одновременно и чуткой и не паникерской? В том-то вся прелесть, что это сделать можно! Ведь практически каждая автосигнализация, если только это не какая-нибудь очень древняя или совсем дешевая подвальная модель, дает широкие возможности для модернизации и установки дополнительного охранного оснащения. Придать сигнализации чувствительность и одновременно увеличить контролируемые зоны вместе со способностью к отсеканию ложных срабатываний поможет не что иное, как замена старых датчиков новыми. Видов и конструкций этих устройств на сегодня разработано достаточное количество, есть все возможности подобрать себе тот необходимый набор, который позволит как обеспечить своей сигнализации необходимые параметры, так и гибко изменять их в зависимости от обстановки.
Ударники охраны
Датчик удара можно, наверное, назвать датчиком номер один – он входит в базовый комплект практически любой сигнализации. Этот прибор представляет собой устройство, которое улавливает вибрации корпуса автомобиля, и, если амплитуда вибраций превышает заданную величину, инициирует срабатывание сигнализации. Конструктивно такие датчики бывают двух видов: однозоновые и двухзоновые. Первые являются самыми простыми и дешевыми среди применяемых в автомобильной сигнализации, но их серьезным недостатком является невозможность настройки баланса между постоянными ложными тревогами и нормальной чувствительностью, поскольку шумовая обстановка постоянно меняется. Таким образом, нередко получается так, что сигнализация днем на улице облаивает каждый проехавший мимо трамвай или грузовик, а ночью во дворе почему-то остается совершенно безучастной к тому, что с автомобиля снимают колеса. Подобных казусов позволяет избежать установка двухдиапазонного датчика, который позволяет производить отключение по уровням. Отключив реакцию на слабый удар, можно спокойно оставлять машину на шумной улице, зная, что если уж сигнализация сработает, то значит, происходит действительно что-то требующее внимания. Напротив – при парковке на ночь в тихом дворе, включив сразу оба уровня, можно держать машину в режиме максимальной чувствительности.
Раз качок, два качок
Датчик качания автомобиля сегодня не слишком популярен у производителей и в импортных охранных системах применяется не очень часто, поскольку на те же действия по отношению к автомобилю, которые он контролирует, откликаются чувствительные двухуровневые датчики удара. Однако при использовании одноуровневого ударника, установка датчика качания позволяет создать довольно неплохое сочетание, когда имеющий достаточную чувствительность датчик удара можно выключать днем и включать на ночь. При этом датчик качания однозначно не даст как-нибудь осторожно снять колеса или сдернуть зеркало, при этом сильно затруднит работы по отключению сигнализации угонщикам, которым не удастся незаметно приподнять машину и добраться к проводам снизу.
В полном объеме
Датчики объема – название целой группы современных устройств, различных по принципу действия, конструкции и зоне охвата. Достаточное распространение в них получил т. н. ультразвуковой сканер, который предназначен для обнаружения движения внутри салона. Действие этого устройства основано на интерференции ультразвуковых колебаний и эффекте Доплера, в его состав входят излучатель ультразвука и приемник, которые располагаются на расстоянии в салоне автомобиля. Схожим целям служит и другой прибор – датчик изменения объема салона, который обнаруживает изменение давления воздуха в салоне при открывании двери и посылает сигнал блоку управления. Более широкую зону охвата – не только внутри салона, но и на некотором расстоянии вокруг автомобиля – дает двухзоновый микроволновый сканер, действие которого основано на интерференции радиоволн сантиметрового диапазона, излучаемых датчиком. В этом случае вторая зона прибора включает сирену только лишь для короткого импульсного предупреждения сиреной при входе в поле контроля датчика или при слабых ударах по автомобилю. Такое предупреждение оказывается подчас весьма полезным, отпугивая посторонних, разглядывающих салон автомобиля. Будучи установленными в систему, эти приборы позволяют оставлять машину днем на улице, полностью выключая датчик удара. Тем самым одновременно исключаются ложные срабатывания, и машина остается под вполне надежной охраной, огражденная даже от мелких, салонных, воров.
Железом по стеклу
Датчик, реагирующий на разбивание стекла, сейчас выглядит уже несколько устаревшим, он вполне успешно заменяем ударными. Это устройство представляет собой очень простой прибор микрофонного типа, который реагирует на характерный звук. Правда, однопороговые датчики нередко срабатывают даже от звона разбиваемой рядом с автомобилем бутылки, а при понижении чувствительности перестают реагировать вовсе. В целом срабатывание таких датчиков в большой степени зависит от сорта и толщины стекла, а также расположения самого прибора, при грамотной регулировке он вполне может оказаться полезным.
Напряжение в сети
Датчик падения напряжения бортсети – устройство, которые направлено в основном на предотвращение угона. Принцип его действия основывается на том, что при подключении какого-либо электрооборудования в бортовой сети автомобиля возникают небольшие скачки напряжения. Прибор анализирует эти скачки, идентифицирует подключение и выдает сигнал о вторжении. Таким образом оказывается противодействие к подключению угонщиками всевозможных хитроумных электронных устройств, с помощью которых они могут отключить всю сигнализацию целиком.
Кто сказал поехали?
Датчики перемещения – одни из довольно новых устройств в автомобильных охранных комплексах, получившие сегодня распространение. Приборы выпускаются одно- и двухкоординатными, они контролируют изменение положения автомобиля в пространстве, соответственно, в одном (продольном) и в двух (продольном и поперечном) направлениях. Эти датчики не реагируют на вибрации проезжающего транспорта и другие подобные случайные воздействия и исключают ложные срабатывания. Устройство реагирует только по своему прямому предназначению, посылая сигнал блоку в ответ на любые попытки отбуксировать охраняемый автомобиль или погрузить его на эвакуатор. Последнее, кстати, в свете новых законодательных инициатив может оказаться весьма полезным свойством.
Текст: Павел Симонов
Фото: Евгений Егоров
Журнал Колеса