После демонтажа устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, верхнюю крышку картера сцепления, маховик и масляный насос (см. соответствующие разделы).
Ключом на 10 отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости... |
...и снимаем трубу и прокладку. |
Ключом на 10 отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. |
Снимаем держатель и прокладку. |
Головкой на 14 отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ). |
Снимаем крышку шатуна. |
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки. |
Упираемся деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна... |
...и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра. |
Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна. |
Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров. Зажимаем шатун в тиски с мягкими губками. Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разводим замки поршневых колец и поочередно снимаем с поршня...
...два компрессионных кольца... |
...и одно маслосъемное. |
Снимаем расширитель маслосъемного кольца. |
На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом.
Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, держа шатун навесу, или уложив поршень в деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец. |
Снимаем поршень с шатуна. |
На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые кольца плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршня и втулке шатуна. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с мягкими губками.
Поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня. |
Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо.
Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна. |
Головкой на 17 отворачиваем десять болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. |
Снимаем крышки. |
Вынимаем из крышки вкладыш коренного подшипника. |
Вынимаем коленчатый вал. |
Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца. |
Вынимаем из постелей блока цилиндров вкладыши коренных подшипников. |
Собираем двигатель в обратной последовательности. В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.
В первую, вторую, четвертую и пятую постели блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью постель - вкладыш без проточки (такой же как и в крышке). |
Смазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в постели коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.
Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис.), нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ). При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны. |
Метки на крышках коренных подшипников. |
Затягиваем болты крепления крышек предписанным моментом (см. приложение). Поршни к цилиндрам подбираются по классам.
Класс цилиндра, обозначаемый буквами А, В, С, D, Е клеймится на нижней плоскости блока цилиндров. |
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группы по массам поршня маркируются на его днище. |
При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца. Для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна монтируем палец на универсальную оправку (см. рисунок). Размер А вычисляем по формуле:
А = 0,5 х (D - В - С + Е) мм, где D - диаметр поршня, В - длина пальца, С - расстояние между бобышками, Е - ширина головки шатуна. Винт 7 не затягиваем, так как при нагреве от шатуна палец удлиняется и винт может заклинить. Для сборки поршней с шатунами нагреваем шатун на электроплитке или в муфельной печи (до 240°С). Нагретый шатун зажимаем в тиски. Сборку поршня с пальцем и нагретым шатуном производим быстро, так как после охлаждения шатуна изменить положение поршневого пальца не удастся. Надеваем поршень на шатун, обеспечивая совпадение отверстий в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Вводим оправку с пальцем в отверстие бобышки поршня и проталкиваем в головку шатуна. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к головке шатуна в направлении запрессовки пальца. Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом: замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца; замок нижнего компрессионного кольца - под углом 180° к оси замка верхнего кольца; замок маслосъемного кольца - под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой (скребком) вниз. Если на кольце нанесена метка ВЕРХ или ТОР - кольцо располагаем меткой вверх. При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца. Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.
При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ. |
Устанавливаем поршни с шатунами в цилиндры, сжимая регулируемой втулкой поршневые кольца. |
Упираясь деревянной ручкой молотка в днище поршня, вталкиваем его в цилиндр. |
При установке крышек шатунов номера на шатунах и крышках должны располагаться с одной стороны. |
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.
Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна: 1 - оправка; 2 - регулировочная гайка; 3 - поршень; 4 - поршневой палец; 5 - направляющая втулка; 6 - шатун; 7 - винт. |
Источник: //vaz.ee