Необходимость замены может быть вызвана только неисправностью данного предмета. Неисправность как правило заключается в том, что помпа шелестит/ноет, гремит, течет, заклинивает. Примерно в такой последовательности.
Как не попадать на эту операцию? Просто. Не покупать левых изделий и не перетягивать ремень ГРМ. Ну и конечно не заливать воду в систему охлаждения. Про выбор отечественного насоса даже думать не хочется, ибо если он не потек сразу - обязательно вскоре потечет/загудит. Даже используя зарулевский метод проверки помпы под давлением результата можно не получить... Поэтому при всем своем патриотизме я выбрал для себя немецкую HEPU с прокладкой в комплекте.
Собственно, процесс
Откручиваем защиту картера (если она есть)
Откручиваем правую часть брызговика под двигателем (саморезы, ключ S8)
Откручиваем гайку с болта опоры двигателя (S17)
Открываем капот
Находим ниже свечи четвертого цилиндра конический болт с головой под S13, аккуратно откручиваем и сливаем ОЖ из блока. Эту операцию удобно проделывать с помощью отрезанной пластиковой бутылки с насаженным на горлышко куском толстого шланга (около 50см). Пробку желательно не терять. В процессе слива замечаем, что льется слабо, откручиваем крышку расширительного бачка. Так-то лучше.
Заворачиваем пробку обратно в блок.
Снимаем пластмассовую крышку ремня ГРМ (3 болта S10)
Надеваем трубку 8х10 на гайку сквозь дыру в шестерне РВ (чтоб не проворачивалась), ключом S17 ослабляем (не выкручивая до конца) болт крепления шестерни РВ.
Включаем 5 передачу, поднимаем правую переднюю часть автомобиля домкратом
Находим метку на звездочке РВ, наблюдая ее балонным ключом вращаем по часовой стрелке колесо. Совмещаем метку на звездочке с клювом задней крышки (жестянки)
Смотрим в лючок картера сцепления (если мешает резиновая крышка - удаляем ее). Запоминаем, как выглядит метка на маховике. Обычно это тонкая риска, примерно полмилиметра толщины. Она должна находиться точно напротив выреза на шкале. Метку надо найти обязательно, иначе впоследствии веселухи не избежать ( особенно для двигателей 1300).
Аккуратно выключаем передачу. Опускаем автомобиль (домкрат нам понадобится)
Ослабляем ключом S17 гайку натяжного ролика. Поворачиваем натяжной ролик по часовой стрелке для ослабления ремня. Снимаем ролик полностью. Не терять шайбы!
Снимаем ремень с шестерни РВ.
Откручиваем до конца болт крепления шестерни РВ. Аккуратно стягиваем шестерню с вала (можно легонько постучать ручкой молотка по шестерне, чтоб не перекашивалась). Не терять шпонку! Она находится в нижней части РВ, если метки были найдены правильно.
Откручиваем ключом S10 4 болта и 1 гайку крепления задней крышки (жестянки)
Удаляем крышку. Насос - как на ладони. Аккуратно через деревяшку постукиваем по его шкиву, чтоб сорвать насос со старого герметика.
Извлекаем насос. Если получилось - бъем себя ключом по лбу, понимая, что зря валялись на земле откручивая защиту и брызговик. Если не получилось - берем домкрат, подставляем его под переднюю опору двигателя, аккуратно поднимаем ее, вытащив по ходу действия болт опоры. Лично мне хватило простого поддомкрачивания, болт я не доставал.
Откладывем старый насос в сторону. Будет лишнее время - отремонтируем.
Зачищаем посадочное место под новый насос, тщательно удалаем все остатки герметика, можно даже обезжирить (нелишне)
Крутим в руках новый насос и его прокладку, понимаем, что отверстия крепления асположены неравномерно, находим нормальное взаимное положение прокладки и насоса. Аналогично ищем нормальное положение насоса относительно его посадочного места. (Хинт: под зубчатым шкивом на корпусе насоса есть отверстие. Это отверстие скорее всего должно оказаться снизу.)
Мажем тонким слоем хорошего герметика прокладку и насос, вставляем насос на свое место.
Далее по желанию - можно прихватить насос на часок тремя болтами, чтоб герметик схватился, можно поставить и прикрутить жестянку сразу.
Прикручиваем жестянку (не тяните болты со всей дури, сорвать - раз плюнуть)
Опускаем домкрат, не забыв вставить болт опоры и закрутить его гайку
Ставим шестерню РВ, заворачиваем ее болт
Накидываем ремень ГРМ
Ставим на место натяжной ролик
Совмещаем метки на шестерне РВ и в лючке картера сцепления
Натягиваем ремень
Еще раз проверяем метки.
Прикручиваем пластмассовую крышку ремня ГРМ
Аккуратно заливаем ОЖ через расширительный бачок, не забывая выгнать воздух известным образом
Прикручиваем на место брызговик и защиту (если она была)
Машина от замены помпы быстрее не поедет :) Но может издавать после замены значительно меньше звуков.
Источник: http://www.zubilo.ru