Редакционный отдел эксплуатации нынче разбирается с проблемами монтажного блока, с пробитым бегунком (он же ротор - распределитель зажигания) и предлагает чистить карбюратор правильно, а не кое-как...
Слабый блок
?: После четырех лет эксплуатации ВАЗ-2105 стала бессистемно загораться и гаснуть лампа заряда батареи. Проверил приборы - исправны. В чем может быть дело?
!: Одно из слабых мест электрооборудования - монтажный блок. Печатные платы блока порой оказываются недостаточно прочными, трескаются. Отказ какой-либо системы нередко бывает вызван разрывом дорожки платы или трещиной: контакт то есть, то исчезает. Но в конце концов цепь прерывается окончательно - в вашем случае, скажем, лампочка уже не погаснет, пока не устраните причину. Выйти из положения можно по-разному. Либо разбирают, распаивают монтажный блок, либо дефект обходят проброшенным проводом. В вашем случае, например, при загоревшейся контрольной лампочке нет плюса (питания) на входе к предохранителю ? 9 - значит, нужно взять его с какого-то другого места. Но лучше всего купить новый блок, с ножевыми разъемами. Он полностью взаимозаменяем со старым и весьма надежен.
С пробитым бегунком
?: На полном ходу в моем жигуле неожиданно заглох мотор - ни одной вспышки, как отрезало! Добрый человек, остановившийся по моей просьбе, сказал, что пробит бегунок, и, порывшись в своем багажнике, заменил его. Мотор заработал нормально. Расскажите, пожалуйста, поподробней об этом дефекте.
!: Бегунок, он же ротор - распределитель зажигания, раздает высокое напряжение от катушки четырем боковым электродам в крышке и далее к свечам. Путь тока может нарушиться из-за распространенной неисправности - пробоя ротора, когда искра через него уходит на массу. Причины бывают разные.
Например, низкокачественный материал ротора (такой бегунок может отказать сразу). Но гораздо чаще пробой случается после основательного пробега, годы спустя. Это связано с большим числом циклов нагрева-остывания материала. В пластмассе со временем развиваются микротрещины, и ее изолирующие свойства снижаются вплоть до пробоя. Ток идет кратчайшим путем - на массу, мимо свечи.
Частенько сгорает резистор ротора. Но случается и так, что при осмотре неисправного ротора найти след пробоя удается не сразу: часто это едва заметная, в волос толщиной, трещина или пятнышко - след пробоя. Хорошо, когда есть с собой новая деталь (ее полезно иметь на борту), а если нет?
Тогда нужно между поврежденным ротором и массой распределителя положить надежный слой изоляции. Это может быть круг, вырезанный из старой камеры по диаметру ротора, изолента, несколько кружков из полиэтилена и т. п.
Если все сделать правильно, можно добраться до дома. Переднеприводые ВАЗы от такой болячки избавлены.
Чистка с умом
?: По непонятной причине мотор после пуска стал работать ненормально, троить. Чего я только не делал, не могу от этого избавиться, И главное, недавно разбирал и чистил карбюратор, надеясь на улучшение. Кстати, машина у меня старенькая, ВАЗ-2101.
!: Возможно, неисправна система зажигания, но поскольку перебои возникли после чистки карбюратора, то дефект наверняка связан с ним.
Чаще всего к подобным фокусам приводит элементарная грязь, которая при неумелой или неосторожной чистке попадает туда, куда сама по себе и не попала бы. Если грязью заклинит детали телескопической тяги, пусковое устройство нормально работать не сможет.
При разборке карбюратора, особенно старого, с изношенными сочленениями тяг и рычагов, случаются разные неприятности. Многие теряют легко выпадающую изогнутую тягу, соединяющую рычаг заслонки со штоком диафрагмы пускового устройства. В этом случае при первых вспышках в двигателе диафрагма, как и положено, втянет шток, но заслонка не приоткроется. Смесь резко переобогащается, мотор будет работать рывками, троить. А может, и вообще откажется работать.
Если надо срочно ехать, попробуйте вытягивать трос заслонки не полностью, а примерно наполовину. Конечно, при этом пуск будет трудней, необходимо определенное чувство мотора, но все-таки завести можно.