В летнее время, когда включено меньше потребителей энергии, степень заряженности будет самой высокой. Опытом установлено, что при соблюдении правил эксплуатации стартерные АКБ в среднем около 80% времени имеют степень заряженности 75-100%, 15% времени - 50-70% и лишь в течение 5% времени степень заряженности может падать до 5%.
Систематический недозаряд АКБ ведет к снижению ее срока службы. Таким образом, уменьшение степени заряженности аккумулятора рано или поздно заставляет прибегать к необходимости восстановления ее заряда. Делать это необходимо, по крайней мере, 1-2 раза в год (а то и чаще, если АКБ преклонного возраста). Ниже вы найдете информацию о том, каким способом лучше всего заряжать АКБ и какой тип зарядного устройства (ЗУ) выбрать.
Методы зарядки АКБ
Существуют два классических метода заряда: током постоянной силы и при постоянном напряжении.
Метод заряда током постоянной силы. Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом - 1/10 Ср (где Ср - номинальная емкость АКБ) Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи.
К недостаткам относятся: необходимость стабилизации силы тока, обильное газовыделение, возможность повышения температуры. Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.
Метод заряда при постоянном напряжении. Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости Недостаток метода - значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.
Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным. В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля Обычно напряжение источника равно 14,4-15 В.
Есть и неклассические способы.
Форсированный метод заряда. Этот метод применяют для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи. При повышении температуры заряд прекращают. Недостаток - сокращение срока службы аккумулятора.
Метод подзаряда малым током. Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.
Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током. Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита. При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд АКБ. В этой стадии режим может длиться неограниченно долго, поддерживая постоянную готовность АКБ при ее 100-процентной степени заряженности. За счет автоматического управления всем процессом данный метод не требует какого-либо контроля.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Необслуживаемые батареи следует заряжать только от ЗУ, имеющих ограничение (стабилизацию) зарядного напряжения 14,5-14,8 В.
Проверка состояния АКБ
Простейшая проверка заключается в измерении напряжения АКБ при неработающем двигателе и измерении плотности электролита. При этом можно руководствоваться следующей таблицей.
Таблица показателей напряжения, состояния и плотности электролита в АКБ
Состояние АКБ
Полностью заряжена АКБ
1,27-1,29 Плотность электролита, г/см3
12,3-12,9 Напряжение, В
Заряжена на 70% АКБ
1,23-1,25 Плотность электролита, г/см3
12,0-12,1 Напряжение, В
Заряжена на 50% АКБ
1,16-1,18 Плотность электролита, г/см3
11,8-12,0 Напряжение, В
Разряжена АКБ
1,11-1,13 Плотность электролита, г/см3
11,88 Напряжение, В
Наиболее информативная - проверка нагрузочной вилкой. Например, при токе 100 А в течение 5-7 секунд напряжение не должно быть ниже 10,5В.
Похожие статьи