Зачастую получается, что человек, собравшийся заняться доработками собственного автомобиля, не совсем представляет, что именно он хочет сделать. В этой небольшой статье мы постраемся хотя бы частично осветить этот вопрос и объяснить как можно проще основные моменты, исходя из собственного опыта.
Объем двигателя.
Какой рабочий объем и распредвал выбрать? Можно сделать объем 1600 куб. см, а распредвал взять не верховой, т.е. тот, у которого степень поднятия клапана не очень велика. Почему? В принципе, рабочий объем двигателя можно увеличить до 1700 и даже до 1800 куб. см, можно купить экспериментальный 2-х литровый двигатель, наконец, но стоимость такого решения очень высока, кроме того, двигатели 1700 и 1800 - моментные, они не любят высоких оборотов. Стиль вождения придется менять на классический, во избежание преждевременной кончины агрегата. 1600 - универсален, он работает по всему диапазону оборотов. (Вспомните автоспорт, какой объем используется чаще всего?) Моторесурс 1600 при корректной сборке не меньше штатного. Распредвал. Излишне высокая степень поднятия клапана расстроит стабильность холостого хода, уменьшит крутящий момент на низах, а также приведет к быстрому износу деталей ГБЦ (без спецподготовки). Кстати, о ГБЦ. Если позволяет бюджет, неплохо сделать некоторые доработки, а именно: изменить форму камеры сгорания, увеличить диаметр и изменить форму каналов, установить облегченные Т-образные клапана и бронзовые направляющие втулки клапанов. Эти операции значительно улучшат наполнение, сгорание смеси и отвод отработанных газов, что дополнительно увеличит мощность двигателя. Тюнинг выпускной системы достаточно дорог и дает небольшую прибавку по мощности.
КПП.
Правильный подбор комплектации улучшает разгон, делает его более равномерным. Что нужно сделать? Требуется изменить ряд передаточных отношений (иногда вместе с главной парой) так, чтобы не было разрывов между передачами (как, например, между 1-ой и 2-ой на стандартной коробке). Замена (укорочение) главной пары отдельно незначительно улучшает разгон, т.к. все передачи изменяются пропорционально, а отношения между ними остаются прежними. В тюнинговых и спортивных рядах чаще всего 1-ая передача удлиняется или остается стандартной, остальные (все или выборочно) сокращаются.
Для увеличения эффективности необходимо поставить передние вентилируемые диски большего диаметра и вакуумный усилитель с увеличенной производительностью. Установка задних дисковых тормозов также дает положительный эффект.
Подвеска.
Для улучшения управляемости можно установить более жесткие газово-масляные амортизаторы, пружины с разным ходом витка (прогрессивные), передний стабилизатор увеличенного диаметра, кронштейны растяжек (для 2108) или балку (для 2110) с жесткими сайлентблоками, пластины отрицательного развала задних колес.
Вообще, при подборе комплектующих для тюнинга нужно учитывать условия дальнейшей эксплуатации автомобиля и, по возможности, консультироваться с разными специалистами для нахождения наиболее оптимального решения.