салоне. Поэтому и обращаются в специализированные центры для «обесшумливания»
как дорогих иномарок, так и подержанных машин отечественного производства.
Шумы, досаждающие
сидящим в салоне, бывают четырех видов: скрип кузовных и декоративных панелей,
возникающий при их взаимном перемещении при вибрациях из-за очень низкой
жесткости кузова; шум от различных узлов и агрегатов; аэродинамический шум, а
также резонирование кузовных и декоративных панелей при звучании аудиосистемы.
Каждому
свое
Скрип и дребезжание кузовных и декоративных панелей обычно возникает
в недорогих автомобилях – старых иномарках, а также в отечественных машинах. Для
его устранения можно использовать полоски минеральной ваты, мягкого поролона и
мастику. Хороший результат дает применение поролона и мастики. Первый не
позволит деталям соприкасаться, вторая – зафиксирует их. Однако следует помнить,
что мастика в жаркие дни долго будет издавать специфический запах. Кроме того,
можно воспользоваться специальной тканью – ею оклеивают места соприкосновения
пластиковых деталей. Такая обработка у специалистов стоит около $130.
Избавиться от
шума узлов и агрегатов помогает регулировка и замена изношенных деталей. Если же
с состоянием автомобиля все в порядке, а шум по-прежнему досаждает, его можно
уменьшить, обклеив шумоизоляционными материалами большие плоские и гнутые
поверхности: пол салона и багажника, внутреннюю поверхность крыльев и дверей,
пожарную перегородку (между моторным отсеком и салоном), шляпную полку. Не стоит
оставлять без внимания и места крепления к кузову элементов подвески, ведь через
них передаются вибрации от неровностей дороги. Для шумоизоляции салона можно
использовать различные материалы: от самодельных из сырой резины и прессованных
отходов текстиля или дешевых войлочных матов с битумной пропиткой до изделий
среднего ценового уровня («Автопласт», «Стандартпласт»), а также дорогих,
например, Terodem и Dynamat. Среди профессиональных материалов есть изделия
специального назначения, например, только для шумоизоляции моторного отсека. Они
маслобензостойкие и негорючие. «Кустари», борющиеся с шумами в условиях гаража,
для шумоизоляции пожарной перегородки, передних крыльев в подкапотном
пространстве могут использовать минеральную вату и лавсановую пленку. Они
устойчивы к агрессивной среде, негорючие и неплохо «удерживают» панели от
вибрации.
Если детали
салона «поют» из-за мощной акустической системы, без дорогих и качественных
материалов не обойтись. Ведь амплитудно-частотная характеристика музыкальных
произведений охватывает широкий диапазон резонирующих частот. В этом случае
подойдут голландский Caliber, американские Dynamat, Pylemat и т. д.
«Подпевающие» детали определяют на ощупь, прижав к «подозрительному» месту
ладонь. Как правило, это опять-таки большие плоские поверхности, чаще –
пластиковые.
Что сколько стоит
Один из лучших способов сэкономить
на шумоизоляции – использовать различные материалы, в зависимости от характера
проблемы. Например, если скрипит пластиковая накладка на колесной нише, ее можно
просто «приклеить» к металлу толстым слоем битумно-каучуковой мастики (банка
весом 4 кг стоит около 9 грн.). Она же является отличным антикором. Если гудят
наружные дверные карты – на них изнутри (на 50 – 60% площади) достаточно
приклеить шумоизоляционный мат («Автопласт» – $22 – 27 за м кв., «Стандартпласт»
$7 – 25 за м кв.). Шум от качения шин лучше всего слышен через пол. Поэтому есть
смысл его обработать. На рынке комплект войлочно-битумных матов на пол
«классики» стоит около 40 грн. Для автомобилей других марок – чуть дороже. Чтобы
устранить скрип, исходящий от дверей, шляпной полки и торпедо, придется
раскошелиться на Terodem ($43 – 47 за м кв.), Dynamat ($55 – 76 за м кв.) или
Caliber (от $27 за м кв.).
Для полной шумоизоляции, например, «девятки»
потребуется примерно 26 м кв. материала, что обойдется в сумму около $500.
Обязательно подлежат обработке колесные ниши и арки, пожарная перегородка и
дверные карты. Комбинируя различные материалы, удается добиться приемлемого
результата при относительной экономии средств. Например, «успокоить» подпевающий
салон можно материалами Dynamat, ниши, колесные арки и пожарную перегородку –
«Автопластом», на пол салона и в багажник приклеить мастикой битумно-войлочный,
пенополиэтиленовый или пенополиуретановый ковер, между скрипящими пластиковыми
панелями проложить полоски поролона, а моторный отсек обработать минеральной
ватой и лавсановой пленкой. Однако не стоит забывать, что шумоизоляционные
материалы относятся к таким, о которых справедливо говорят: дорого – значит
качественно. Дорогие изделия эффективнее, тоньше и при этом меньше весят. К тому
же с ними проще работать. Можно залить весь пол битумом и покрыть обычным
рубероидом, но пользы от этого мало, а трудозатрат – много. К тому же запах
мастики, как и большинства недорогих антикоров, будет очень долго выветриваться
из салона.
Как видим, качественная шумоизоляция автомобиля – операция не из
дешевых. К тому же во многих моделях довольно сложно добиться положительного
результата. Профессионалы неохотно берутся за работу над «Нивами» из-за их
шумной трансмиссии и над «девятками», «Тавриями» из-за их конструктивных
особенностей. Неожиданно много усилий требуется на обработку популярных у нас
автомобилей Daewoo и Chevrolet. Чтобы «успокоить», например, Lanos, потребуется
почти 27 м кв. материала, а для Aveo – на 3 м кв. больше. Влетит в копеечку и
«доводка» последних моделей от Mercedes, Audi, BMW. Невзирая на то, что уже на
конвейере их серьезно «обесшумливают», работа с ними обойдется даже дороже, чем
с другими авто из-за высокотехнологичного (и поэтому сложного для
разборки-сборки) салона.
Похожие статьи