Федеральная таможенная служба (ФТС) ужесточила надзор за ввозом из Белоруссии автомобилей, не состоящих на учете, пишет газета "Ведомости". По соглашению, действующему между Россией и Белоруссией, все незарегистрированные машины, ввозимые из одной страны в другую, должны проходить таможенный контроль и оформление, а их владельцы обязаны платить пошлины.
Усиление надзора связывают с попытками некоторых автомобилистов по-своему трактовать соглашение о временном ввозе автомобилей между союзниками от 24 февраля 2010 года и беспошлинно провозить машины, снятые с учета в Белоруссии. Тем временем, в данном документе действительно говорится о возможности бесконтрольного прохождения границы между Белоруссией и Россией, однако речь идет о зарегистрированных автомобилях.
В настоящее время в Белоруссии стоимость таможенного оформления автомобилей для физических лиц в 6-8 раз ниже, чем в России: пошлина там составляет от 0,35 до 0,7 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, тогда как в России - 2,5-5,8 евро. Например, растаможка Audi A6 2003 года выпуска с трехлитровым мотором обходится в Белоруссии в 1800 евро против 12 тысяч евро в России. Между тем, для юридических лиц с 1 января 2010 года действуют те же налоговые ставки, что и в России. С 1 июля 2010 года единая пошлина начнет действовать и для физических лиц.
После подписания странами соглашения о временном ввозе автомобилей российские автодилеры выразили опасения, что в страну может хлынуть поток недорогих б/у иномарок, а это может существенно отразится на продажах новых машин. Письмо ФТС смогло частично развеять страхи дилеров: по крайней мере, до 1 июля 2010 года все ввозимые незарегистрированные иномарки из Белоруссии будут облагаться пошлинами.
Однако дилеры по-прежнему опасаются, что ввезенные в Белоруссию автомобили будут беспошлинно переправлены в Россию после отмены 1 июля 2010 года границ внутри Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Источники из таможенной службы сообщили "Ведомостям", что к тому времени может появится соглашение между союзниками, регулирующее порядок ввоза снятых с учета автомобилей для физических лиц.
В случае если ограничения введены не будут, в Россию могут попасть подержанные автомобили, стоимость которых будет значительно ниже тех, что предлагаются на российском рынке сейчас. Тем не менее, некоторые эксперты скептически относятся к опасениям дилеров: даже несколько тысяч машин не смогут повлиять на уровень продаж новых автомобилей в России. По оценке дилерского холдинга "Атлант М", из ввезенных в Белоруссию в первом квартале 2010 года автомобилей возрастом до двух лет 70 процентов пришлось на физические лица. Всего с января по март 2010 года Белорусская автоинспекция зарегистрировала 2837 новых машин.