Угонщики появились одновременно с автомобилями. Владельцы машин выставляли хитроумные заградительные рубежи, вроде секретного тумблера и даже иглы, которая впивалась злоумышленнику в мягкое место, когда тот выжимал сцепление.
Нынешние фирменные, установленные на заводе устройства гораздо гуманнее и при этом намного эффективнее.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕДУТЫ
Одна из самых распространенных конвейерных противоугонок – иммобилайзер. Электронные системы, блокирующие двигатель при попытке завести его без санкции хозяина, появились еще в прошлом веке. Сегодня их устанавливают на многие отечественные автомобили, не говоря об иномарках.
Водитель вставляет ключ в замок зажигания и поворачивает, чтобы пустить двигатель. Устройства обмениваются закодированными сигналами, «узнают» друг друга и отдают команду блоку противоугонной системы. В некоторых моделях она заодно проверяет, выжал ли водитель сцепление или перевел селектор в «паркинг», и передает эстафету компьютеру двигателя. Мотор заработал, а код для следующего пуска обновляется.
У некоторых современных моделей повернуть личинку в замке зажигания можно любым ключом и даже иным подходящим предметом – никаких механических защит нет, все под контролем электроники. Хитрые насечки и зубчики ключа уходят в прошлое, все более распространенная альтернатива – электронная карточка. Водитель вставляет ее в щель на панели и нажимает кнопку «Старт». Дальше все происходит по тому же сценарию, что и в «ключевом» варианте.
Все больше фирм отказываются от традиционной схемы в угоду комфорту и предлагают «бесконтактные» брелоки и карточки, которые достаточно носить в кармане или сумке. Такие передатчики посылают радиосигнал на антенну, спрятанную между передними сиденьями. Если ваш «пароль» правильный, мотор оживает, лишь только нажмете пусковую кнопку. Зато ребенок, случайно оказавшийся на месте водителя, не сможет завести автомобиль, когда папа вышел из машины. Естественно, если тот по забывчивости не оставил брелок внутри.
|
Одна из самых сложных систем идентифицирует водителя по отпечатку пальца. Хозяину не надо ни брелоков, ни ключей – разрешающий код всегда при нем. Датчик, встроенный в стартовую кнопку, сверит оттиск с образцом из электронного архива. Если совпадут не меньше 80% площади отпечатка – доступ открыт. На машине ездят несколько водителей? Устройство по памяти отрегулирует сиденья, рулевую колонку, зеркала, найдет любимую радиостанцию, позаботится о климате. И все же электроника иногда дает сбои – например, если руки влажные. А тем, у кого на пальце повреждена кожа, и вовсе не рекомендуют пользоваться такими устройствами – «дактилоскопист» при опознании будет часто ошибаться. Впрочем, на случай неисправности или сбоя сложные противоугонные устройства почти всегда дублирует механика – запасной ключ.
КОМФОРТ НА РАССТОЯНИИ
И все же ключ зажигания сдает позиции. Быть может, через несколько лет он станет историей, как, например, «кривой стартер». Ведь мы уже привыкли обходиться без него при отпирании дверей. Правда, от замочных скважин пока не спешат отказываться, а кнопки располагают все-таки на головке ключа. Нажимая на клавишу, водитель посылает радиосигнал на приемное устройство, чтобы блок управления открыл автомобиль. Однако в качестве опции особо требовательным покупателям все чаще предлагают системы, самостоятельно распознающие хозяев. Стоит взяться за ручку двери, встроенный датчик информирует блок управления: пора отпирать замок. Одновременно передатчик в кармане водителя посылает сигналы на антенны, расположенные по периметру автомобиля. Если коды передатчика и приемника совпадают – добро пожаловать в салон.
Любопытно, что подобные системы уже «видят», с какой стороны приближается человек. Бортовой компьютер можно запрограммировать на открывание только одной, например, водительской двери или любой другой, к которой приближается передатчик. После поездки достаточно нажать кнопку на ручке, чтобы активировать антенну – замки закроются, стекла поднимутся, двигатель заблокируется, а на карточке или брелоке появится новый код для следующего доступа.
Обычный механический замок зажигания блокирует еще и баранку. Поэтому-то он и расположен рядом с рулевой колонкой, что отнюдь не безопасно для водителя. А электронные «заменители» можно размещать где угодно, хоть под сиденьем. Но при этом придется отказываться от дополнительной защиты или… установить рулевую колонку с электромеханическим блокиратором. Удобно! Не надо искать положение, в котором руль зафиксируется, – он замрет, как только перестанет работать двигатель.
Противоугонные устройства становятся все сложнее и совершеннее – обрастают новыми функциями, получают удобное управление, надежнее защищают от неприятеля. Но ведь и угонщики набираются ума-разума. Это противостояние будет длиться… По крайней мере, долго. Ну а мы, автовладельцы, будем «болеть» за производителей.
НЕ УКРАДИ
«Ауди» первыми в России получили знак «Золотая Саламандра» в номинации «Самый защищенный от угона автомобиль». Премию присуждает экспертный совет представителей ведущих страховых компаний. Претендентов отбирали, опираясь не только на статистику угонов, рассматривали также конструкции противоугонных систем. В арсенале «Ауди» – прочная электромеханическая блокировка рулевой колонки, иммобилайзер четвертого поколения c электронным кодированием, эффективная система запирания дверей. Ремонт на официальных станциях проводят только после проверки автомобиля и владельца.
Модели «Ауди-А3» и А8 отметили премией также страховые компании Великобритании, основываясь на оценках европейского независимого центра испытаний «Тэтчем» (Thatcham). «Трешка» получила высшую оценку в классе: пять звезд за защиту от угона и четыре – от взлома. «Ауди-A8» победила в представительском классе, заработав, соответственно, две пятерки.
источник: www.autoserver.ru