Водителя, заснувшего за рулем, разбудит специальное автокресло
По статистике, около 25% аварий на дорогах случается из-за утомления, невнимательности и даже засыпания водителей за рулем. А к примеру, Citroen, Volvo, Mercedes-Benz разрабатывают системы, позволяющие отследить наступление глубокой релаксации и предотвратить ее. Однако имеющиеся образцы наделены рядом недостатков и зачастую предполагают крепление нательных датчиков. Специалисты же Токийского университета на днях представили прототип кресла, фиксирующего состояние водителя без непосредственного контакта электродов с телом, что делает использование таких систем более удобным.
Разработку интеллектуального кресла исследователи из Токийского университета вели совместно с Институтом здоровья Симанэ, Университетом Оита и компанией Delta Tooling, занимающейся производством автокомплектующих. Несколько испытателей часами просиживали на обычных автомобильных креслах в лабораториях института, имитируя процесс засыпания. Были зафиксированы одинаковые для всех изменения ритма сердцебиения, частоты дыхания и телодвижений. Эта информация позволила исследователям сконструировать кресло, регистрирующее эти показания без прямого контакта с телом.
В подушку и спинку сиденья были вмонтированы несколько сенсоров давления, фиксирующих телодвижения водителя. На краю подушки, где ноги постоянно соприкасаются с обшивкой, расположились датчики измерения пульса, которые, по заверениям разработчиков, способны регистрировать самочувствие человека даже в плотной одежде. Если водитель проигнорирует предупреждение системы, бортовой компьютер припаркует авто у обочины и включит аварийную сигнализацию.
Пока, правда, не решен главный вопрос: каким образом будить водителя? Самое простое решение — аудиосигнал. Но этот метод не лишен недостатков. Система, запрограммированная на предупреждение сна, будет срабатывать как в моменты пограничного состояния, так и в момент глубокой релаксации, поэтому после нескольких срабатываний, по мнению психологов института здоровья Симанэ, она станет сильно раздражать владельца, и он ее попросту выключит. Другой рассматриваемый вариант — побудка вибрациями кресла. Несмотря на эту проблему, конструкторы «умного» сиденья заявляют, что в продажу оно поступит уже через пять лет.
Критики системы сомневаются в ее работоспособности. «Регистрация самочувствия водителя бесконтактным способом — далеко не самый лучший вариант, — комментирует РБК daily ситуацию Сергей Завалинин, начальник отдела диагностики состояния человека компании «Нейроком», разработчика сенсорных браслетов, определяющих состояние водителя. — Потому как есть серьезные сомнения в их надежности и защищенности от ложных срабатываний».
В продвижении подобных систем на рынок есть и еще один неприятный момент. Автопроизводители еще не готовы перекладывать ответственность за предотвращение аварий на бортовые компьютеры и разного рода «умные» кресла, потому что боятся судебных исков в случае, если приборы, выйдя из строя, все же «прозевают» сон водителя. Поэтому если такие кресла и станут доступны в качестве опций в легковых автомобилях, то скорее всего они будут сертифицированы как информационно-сигнализирующие приборы, не предполагающие взаимодействия с системами остановки и аварийной парковки. А принятие решения нажать на тормоз останется все же за водителем.
ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ
15.03.2007
Источник: http://www.rbcdaily.ru