Недавно разработчики противоугонных замков Зубр, хорошо известных многим владельцам Жигулей и Волг, сообщили о начале производства новой модификации своего изделия, адаптированного к переднеприводным ВАЗам. Готов ли Зубр защитить от угона машины, наиболее подверженные этой напасти? Сколько времени потребуется угонщикам для его нейтрализации? Ответить на эти вопросы нам, как всегда, помогли специалисты МВД России.
Любое транспортное средство, официальные продажи которого ведутся на рынках стран Европейского экономического сообщества, обязано оснащаться штатным противоугонным устройством механического и (или) электронного типа. Это требование изложено в Правиле ЕЭК ООН № 18 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в отношении их защиты от неразрешенного использования). Роль противоугонного устройства на машинах отечественного производства выполнял и продолжает выполнять подпружиненный запорный ригель, встроенный в замок зажигания. Принцип его работы прост. Как только водитель вынимает ключ из замка, запорное устройство переходит в режим охраны и при попытке повернуть руль запирает рулевую колонку. Но уровень защиты автомобиля такой «щеколдой» крайне низок. Во-первых, на многих сошедших с конвейера машинах остаются целыми головки болтов крепления замка, которые должны быть сорваны. Это значит, что при аккуратном подходе к делу запорное устройство можно снять с помощью обыкновенного инструмента. Во-вторых, технология сборки самого узла грешит слишком большими допусками, что вкупе с малопрочными силуминовыми кронштейнами позволяет вырвать руль из плена силовым проворотом — эту операцию угонщики чаще всего проделывают, ударяя ногой по спице рулевого колеса.
Специалисты московской фирмы Винт-Сервис, разработавшие и наладившие производство механических блокираторов Зубр, считают, что от штатного замка зажигания в автомобиле должна остаться только его электрическая часть. На место же штатной «механики» они предлагают устанавливать свое изделие, принцип работы которого мало отличается от заводского. Аналогичное сопряжение с силовыми электроразъемами, точно такое же крепление к рулевой колонке, идентичный способ ее запирания и, конечно, «попадание» в элементы пластиковой облицовки интерьера. Но вот изготовление... Бросается в глаза массивность замка. Увесистая конструкция не оставляет сомнений в своей механической прочности, а аккуратные поверхности и переходы в сопряжениях добавляют уверенности в том, что вещь сделана на совесть. Твердосплавный запорный ригель Зубра, кстати говоря, в состоянии выдержать усилие в 4000 кг.
На место штатного замка зажигания изделие фирмы Винт-Сервис устанавливается без всяких переделок, и это несомненный плюс. Даже если кто-то решит воспользоваться услугами знакомого автослесаря, платить ему много не придется. И эксплуатировать Зубр просто. В отличие от подавляющего большинства противоугонной «механики», при постановке на охрану Зубр не требует от водителя никаких дополнительных манипуляций — вынимаешь ключ из замка и уходишь. Не надо вставлять блокирующие штыри, нагибаться, ловить положение «баранки», доставать из багажника массивные железяки и т.д. Переоценить это качество трудно, и те, кому «посчастливилось» потерять автомобиль из-за собственной рассеянности или лени, наверняка с нами согласятся. Отметим и очень удачное конструкторское решение по защите от демонтажа «в лоб». Так, чтобы вытащить из паза фиксирующий штырь и снять замок с рулевой колонки, нужно сначала разблокировать секретный механизм с помощью ключа. Грубые решения, такие, как проворот личинки твердосплавным воротком, здесь не проходят, а на разрушение конструкции металлорежущим электроинструментом, по оценке наших экспертов, потребуется не менее десяти минут. Оговоримся, что последнее справедливо только в том случае, если при монтаже Зубра вы не совершили грубых ошибок. Словом, идеология и уровень исполнения этого замка нам понравились. Теперь копнем вглубь.
Секретная часть Зубра выполнена на основе цилиндрового штифтового механизма торцевого типа, теоретическое количество кодовых комбинаций в котором составляет 10000. Не рекорд, но неплохо. Однако мы не обнаружили в механике защиты от манипуляционного вскрытия. Чем, естественно, и воспользовались. Первый реализованный на практике метод нейтрализации замка (с помощью отмычки) занимает от 6 до 8 минут. Второй, активной разработкой которого мы занимаемся в настоящее время, позволит, по нашим прикидкам, сократить это время до двух минут. Способ этот абсолютно бесшумный, не подразумевающий использования дорогого специнструмента, но требующий знания «анатомии» Зубра. Рано или поздно с ним, конечно же, познакомятся и угонщики. Мы же будем держать язык за зубами, а разработчикам замка желаем поскорее довести свое изделие до ума. Как только это произойдет, мы расставим окончательные акценты.
К. Сорокин
источник: www.a-r.ru