“МК” выяснил, какие машины — самые угоняемые в мире
Торговля наркотиками и оружием традиционно считается самой доходной статьей криминального бизнеса. Но вот уже который год подряд на лидерство в этой сфере претендуют и угонщики. И вопреки расхожему мнению российские автоворы далеко не передовики, хотя и им есть чем похвастать...
Согласно официальной статистике, за десять месяцев этого года 92 000 российских автомобилистов лишились своих машин. В 2004 году отечественные автоворы увели чуть больше 125 000 “ласточек”. Но эти цифры — капля в море, если сравнить их, скажем, с США. Так, согласно данным Национального страхового бюро криминальной статистики и ФБР, в 2004 году на североамериканском континенте было похищено 1 237 000 машин на сумму 8,2 миллиарда долларов. Да и в году нынешнем дела у янки обстоят не лучше — уже угнано более миллиона авто.
По данным ФБР, автоворы предпочитают похищать подержанные машины популярных марок для последующего разбора на запчасти.
В тройку излюбленных моделей американских угонщиков вошли Toyota Camry 1989 года выпуска (бесспорный лидер), Honda Accord 1994 года (уверенное второе место), Honda Civic 2000 года (на третьем месте). Эксперты ФБР полагают, что столь незаурядным спросом старенькие “японки” пользуются из-за дефицита запчастей. Причем ажиотаж на “железяки” с автомобилей Toyota и Honda наблюдается не только в Штатах, но и в Латинской Америке, а также в Европе (по данным ФБР, до 60 процентов “угонных” запчастей покидают североамериканский континент).
В Германии статистика значительно лучше — в 2004 году там совершено менее 80 000 угонов на общую сумму 285 миллионов евро. И что характерно — кражи машин на немецких землях сокращаются уже 11-й год подряд (в середине девяностых угоняли по 260 000 авто в год, а уже к 2002 году преступность удалось ополовинить). Столь поразительных результатов в борьбе с автоворами немцы добились ужесточением законодательства.
Российские сыщики, как и их коллеги-бюргеры, считают, что одним из наиболее действенных способов в борьбе с автоворами является именно законодательство. Правда, отечественные нормы права не только не помогают милиционерам, но и, напротив, — мешают.
— Наши законы разделяют понятия “угон” и “кража”, — поясняет заместитель начальника отдела по борьбе с имущественными преступлениями ненасильственного характера Департамента уголовного розыска МВД России Владимир Борисов. — Угон — это взял покататься без цели корысти. А кража — неправомерное завладение автомобилем с целью обогащения. Но, заметьте, корыстный интерес преступников заключается в том, что они используют машину по ее функциональным возможностям, с учетом потребительских свойств товара.
Поэтому нет никакой разницы между “угнал” и “украл”. Однако сложившаяся правоприменительная практика 166-й статьи (“Угон автомобиля”) говорит о том, что это преступление воспринимается как малозначительное...
Слова сыщиков находят подтверждение и в судебной практике. Как удалось выяснить “МК”, для служителей Фемиды “угон”, как и для большинства наших соотечественников, — мелкое хулиганство, оттого преступники частенько отделываются лишь условными сроками.
А теперь о том, что именно похищают. Надо заметить, что в каждом российском регионе у угонщиков свои предпочтения. Скажем, в Москве повышенным спросом у бандитов пользуются ВАЗы “десятого семейства” и “четверки” — 44 процента от всех автокраж. Второе место делят Audi и Volkswagen — на их долю приходится по 13 процентов. На третьем месте Mercedes — 5,5 процента. BMW и “Волги” прочно обосновались на четвертом месте — 5 процентов.
В Питере картина, довольно схожая с московской. А вот если податься в регионы, то в той же Новосибирской области в фаворе у автоворов Toyota всех мастей (за десять месяцев 2005 года их было угнано 288 штук). Далее в списке ВАЗы “девятой” и “пятнадцатой” моделей (193 угона). Замыкают тройку лидеров Mitsubishi, “Волги” и Nissan — по 32 угона.
В Иркутской области автоворы также предпочитают Toyota — 513 угонов только в этом году. Далее идут Lada 2110 — 205 случаев и Honda Civic — 75 фактов краж.
Такое пристрастие к иномаркам вполне объяснимо, ведь львиную долю транспорта в Приморском крае, в Восточной и Западной Сибири составляют “праворукие” “японки”. Как правило, похищенные машины разбирают на запчасти, хотя нередки случаи легализации этих авто на внутреннем рынке (похитив машину в Новосибирской области, воры там же ее и “отмывают”). А вот в Москве картина прямо противоположная — украденный из столицы транспорт перегоняют в дальние регионы или страны СНГ, где и легализуют. В Алтайском крае регулярно находят машины с московской родословной.
А в 2003 году российские сыщики перекрыли канал, по которому престижные иномарки, угнанные в Первопрестольной, уходили в Таджикистан, Казахстан и Туркмению. Имеются и более свежие примеры изобличений преступных групп. В этом году в Свердловской области была задержана интернациональная банда (в ее состав входил гражданин Польши), которая угоняла авто, перебивала номера и далее легализовывала краденое в Екатеринбурге и Таджикистане.
В Нижегородской области пойманы 19 человек, входивших в состав преступной группы известного криминального авторитета Старкова. Его “бригаде” инкриминируется 29 краж дорогостоящих иномарок, совершенных в различных российских городах и за рубежом. Милицейские победы можно перечислять довольно долго, но, увы, не успев повязать одну банду, сыщики вынуждены бороться с новой, занявшей вакантное место. И это характерно не только для России.
Что касается стран бывшего СССР, то и тамошние сыскари не страдают от безделья. На Украине каждый год воруют около 10 000 авто, причем здесь бесспорное лидерство за продукцией АвтоВАЗа (52 процента). Далее идет Volkswagen (17 процентов). На третьей строчке хит-парада украинских автоворов BMW (9 процентов), затем Audi (7 процентов) и Toyota (3 процента).
А вот белорусские воры фанатеют от Volkswagen — 46 процентов угонов приходится на Passat (B-3). На “Жигули”, коих еще немало в Белоруссии, приходится 27 процентов угонов. На третьем месте Audi-80 — 21 процент. Основные маршруты ворованных авто — Россия, Казахстан.
Кстати, именно автомобили марок Volkswagen и Audi из Белоруссии для российских потребителей представляют наибольшую опасность. Официальных данных на этот счет нет, но, по наблюдению экспертов-криминалистов, на эти машины приходится больше всего перебитых номеров.
Чтобы обезопасить себя от покупки “левого” авто, рекомендуем перед совершением сделки проверить VIN-код, номер двигателя и кузова машины у официального представительства завода-изготовителя. Только фирмачи смогут ответить на вопрос, сходила ли такая машина с конвейера или нет.
Автоворовство — один из самых динамично развивающихся криминальных бизнесов во многих странах мира. Канада, Япония, США, Польша — вот лишь короткий перечень государств, где с каждым годом преступность наращивает обороты. Правда, Германии, Англии и Италии удалось добиться обратных тенденций. Как? Ужесточением законодательства и государственным контролем в сфере трудоустройства. К примеру, в России регулярно наблюдаются всплески автокраж в тех регионах, где нет работы для трудоспособного населения.
“ЗОРКИЙ” ГЛАЗ
С 2005 года во многие регистрационные подразделения областной ГАИ поступил программно-аппаратный комплекс “Регула” — большинству обывателей это чудо техники знакомо под именем “Зоркий”. Прибор безошибочно определяет подлинность идентификационных номеров на двигателях и кузовах автомобилей. В случае, если, скажем, VIN на силовом агрегате был перебит, “Зоркий” это не только обнаружит, но и покажет первоначальную (!) маркировку. Ко всему прочему программно-аппаратный комплекс умеет выявлять поддельные документы.
Принцип работы отечественного ноу-хау разработчики держат за семью печатями. Оно и понятно — опасаться следует не только конкурентов, но и угонщиков, которые, раскусив “Зоркий”, смогут найти “противоядие”.
ЗАЩИЩАЙТЕСЬ, СУДАРЬ!
Надежных средств защиты от угонов, увы, нет. Милиционеры даже шутят, мол, если не хотите, чтоб у вас угнали авто, — продайте его или не покупайте вообще. Тем не менее кое-какие меры помогут вам защитить свою собственность. Отдел по борьбе с имущественными преступлениями ненасильственного характера Департамента уголовного розыска МВД России только для читателей “МК” проводит ликбез по “самообороне”.
Как “Отче наш”, автомобилистам следует запомнить, что “железный конь” должен ночевать не во дворе под фонарным столбом, а в гараже или на автостоянке, где есть сторож. По статистике, около 70 процентов всех автомобилей уводят со дворов и лишь в 2 процентах случаев воры похищают машины из гаражей и со стоянок.
Выходя из машины даже на секундочку, нельзя оставлять ее заведенной. На автозаправках обязательно ставьте авто на сигнализацию, а если в машине ребенок — не оставляйте его одного.
Многим, наверное, интересно, какую “пищалку” рекомендуют милиционеры. Вынуждены разочаровать — по-настоящему эффективных сигнализаций не существует. Исключение составляют лишь спутниковые охранные комплексы, однако воры научились обманывать даже их. Тем не менее, чтобы отпугнуть хотя бы случайных или малограмотных угонщиков, нужно устанавливать на авто электронные и механические средства защиты одновременно.
А главное, помните, что в большинстве угонов виновны сами жертвы, ведь своим поведением они частенько провоцируют преступников.
ВСЕ ПО ФЕНЕ
У любого криминального сообщества есть свой словарь чисто профессиональных выражений. Автоворы — не исключение. “Московскому комсомольцу” попал в руки краткий словарик российских угонщиков.
Автомобиль “звенит” — машина числится в розыске.
Барыга — лицо, занимающееся покупкой/продажей авто криминального происхождения.
Бумаги — документы на автомобиль.
Воздух — фиктивные документы на машину.
Деланная машина — автомобиль с перебитыми номерами агрегатов.
Железки — госномера.
Забрать автомобиль — угнать машину.
Заглушка — устройство подавления сигнала спутниковой охранно-поисковой системы автомобиля.
Кирпич — автомобиль Mercedes Gelaendewagen.
Козявка, свертка, заноза — отмычка, или устройство проворачивания личинок замков автомобилей.
Коробочка — электронный блок управления двигателем.
Крадуны — лица, совершающие кражи авто.
Лисичка — автомобиль Mercedes S-класса.
Мастер — перебивщик номеров.
Отдача — продажа авто.
Отстой — стоянка угнанного транспорта.
Помойка — плохой автомобиль или второе значение — автомобиль отечественного производства.
Разгон — разбойное нападение с целью завладения авто.
Сканер — устройство для отключения охранной системы.
Сырье, сырой автомобиль — украденная машина, не имеющая подложных документов.
Честный автомобиль — не криминальная машина.
Ювелир — хороший перебивщик номеров.
Московский Комсомолец