«Автоподставы» давно уже лидируют в хит–параде технологий обмана страховщиков и автолюбителей. Наиболее распространенный способ «подставиться» — спровоцировать другого водителя перестроиться. В спектакле, как правило, должны участвовать двое «артистов» за рулем. Допустим, потенциальная жертва — в левом ряду, сзади ей бешено сигналит какой–нибудь «навороченный» джип: дескать, тихоход, уступи скоростную полосу. А тем временем в «мертвой зоне» соседней полосы простака поджидает машина–ловушка, чтобы аккуратненько «приклеиться» своим левым передним крылом к его заднему правому.
Пятерка граждан (а выражаясь языком Уголовного кодекса — преступная группа) тоже использовала маневр «подрезание». В трех случаях потерпевший и виновный — оба участники розыгрыша. В других — роль «лихача» выпала совершенно случайным автомобилистам. Обычно имитаторы выбирали для инсценировок оживленные городские улицы с плотным потоком движения и кольцевые развязки. Охота начиналась с выслеживания жертвы.
Все остальное происходило стремительно. Заметив, что сосед пытается перестроиться, автокиллер резко давил на газ. Секунда - и боковое столкновение. Ответственность за ДТП нес поторопившийся водитель, а фактический виновник аварии получал компенсацию за счет компании, застраховавшей гражданскую ответственность попавшего в передрягу автолюбителя.
В каждом конкретном страховом случае выгоду мошенники просчитывали до рубля. И внакладе не оставались. Благодаря связям в автобизнесе починка битых машин им обходилась чуть ли не вдвое дешевле обычной сервисной цены. В распоряжении дорожных провокаторов был целый автопарк: Мерседес, БМВ, Опель, Крайслер, Форд и т.д. Более старые модели использовались в качестве таранов не один раз. На их ремонт подельники вообще не тратились.
Вообще-то говоря, на эту преступную группу милиционеры вышли случайно. Однажды в дежурную часть РОВД поступил сигнал: Помогите, на меня напали и угнали машину! Хозяин пропавшего БМВ-530, застрахованного по Автокаско на 26 тысяч долларов, выглядел взволнованно. По его версии, он остановился на трассе, чтобы поменять колесо. Рядом раздался визг тормозов. Застрявший в пути водитель и глазом не успел моргнуть, как на него наставили дуло пистолета. Пришлось отдать разбойникам документы на автомобиль и ключ от замка зажигания. Ни дать ни взять сюжет из очередной серии Улицы разбитых фонарей. Началось следствие. И открылись весьма любопытные обстоятельства. Потерпевший, как выяснилось, имел богатый опыт общения со страховыми компаниями: не раз получал компенсационные выплаты в связи с различными дорожными инцидентами. Не человек, а 33 несчастья. Впрочем, у правоохранительных органов возникли сомнения в том, что во всех страховых случаях виноват злой рок. В результате был дан ход другому делу - о мошенничестве в крупных размерах.
Из собранных фактов следователи сумели сложить довольно стройную картину. Потерпевший и его четверо приятелей (все минчане) подозреваются в умелой инсценировке преступления, несчастного случая (поджог БМВ) и нескольких ДТП.
В результате упомянутого несчастного случая с сожженным БМВ киллеры содрали со страховщика 13 с лишним тысяч долларов. Прибавим к этому 22 миллиона, выплаченных по автогражданке. Ущерб значительный. Однако счет не закончен.
Страховщикам ситуация с автомошенничествами порядком поднадоела. И сейчас как раз рассматривается вопрос о создании общей базы данных о сомнительных страховых случаях. В ассоциации страховщиков уже прикинули, что на ее создание уйдет примерно год. Если задуманное будет реализовано, у страховых компаний появится против мошенников мощное информационное оружие.