Некоторое время назад были популярными специальные блокирующие устройства типа «руль-педаль» (на водительском сленге — «кочерга», «зонтик»), которые применялись следующим образом: одним концом штанга цеплялась за руль, вторым — за педаль сцепления. В результате было невозможно ни повернуть рулевое колесо, ни выжать сцепление. Однако угонщики быстро нашли выход из положения: они перепиливали либо штангу, либо (что быстрее и проще) рулевое колесо. Иногда злоумышленники использовали собственное рулевое колесо. В итоге хозяин на месте автомобиля находил лишь противоугонное устройство и руль. Кстати, еще более простой вариант — отвинтить педаль и снять защитную штангу.
Отмечу, что если против профессионального угонщика подобные механические средства защиты малоэффективны, то от подростков и подвыпивших гуляк могут спасти.
Такое средство противоугонной защиты, как замок блокировки коробки переключения передач типа MUL-T-LOCK, состоит из двух компонентов: замок устанавливается на рычаг переключения передач, а специальный кронштейн с помощью креплений удерживает этот замок на полу.
MUL-T-LOCK — эффективное средство противоугонной защиты
Устройство отпирается нестандартным ключом, подобрать который практически невозможно (поэтому позаботьтесь о его сохранности — в случае утери получите дополнительные проблемы). Если замок снять не удалось, то угнать автомобиль можно лишь путем буксирования при выжатом сцеплении. Кстати, MUL-T-LOCK, как правило, является устройством индивидуального применения, то есть использование его на разных авто невозможно.
В качестве противоугонных средств иногда используются и нетрадиционные приспособления: капкан, который устанавливается у педалей (вспомните фильм «Берегись автомобиля»), электрошоковый коврик на водительском сиденье и др. Правда, следует задуматься о последствиях: вдруг вы забудете о наличии в собственном автомобиле такой защиты. К тому же применение подобных средств может привести к проблемам с законом, если угонщик получит серьезные травмы или погибнет.
Неплохим противоугонным средством считается устройство ImiLOCK. Оно представляет собой нечто вроде наручников, надеваемых на рычаг стояночного тормоза (для этого он должен быть в поднятом состоянии) и кулису переключения передач. ImiLOCK изготовлен по американской технологии, его замок и ключ отличаются повышенной сложностью: отмычкой открывать бесполезно, а распилить очень сложно (по крайней мере, это потребует значительных усилий и времени). Данное приспособление удобно в эксплуатации: занимает совсем немного места в салоне автомобиля, а открывается и закрывается одной рукой. Устройство совместимо с любыми типами коробок передач. Главное условие — рычаг ручного тормоза должен располагался между водительским и передним пассажирским сидением (как подавляющего большинства современных автомобилей).
Вообще отечественный рынок в настоящее время предлагает самые разные механические противоугонные средства. Однако при их выборе следует учитывать множество нюансов. Например, существует устройство, которое фиксирует колесо транспортного средства относительно его шасси. Если оно по каким-то причинам сработает во время движения — последствия могут оказаться катастрофическими.
Отдельно следует рассказать о таких механических средствах противоугонной защиты, как различные блокираторы колес (на водительском сленге ― «башмак»). Кстати, подобные устройства применяют к нарушителям Правил дорожного движения. Например, водитель припарковался под запрещающим знаком, а вернувшись, увидел на колесе блокиратор. Приходится звонить в ГИБДД, вызывать автоинспектора, который снимет «башмак» и выпишет внушительный штраф. Конечно, это сопряжено с потерей времени и нервов.
ПРИМЕЧАНИЕ Характерной особенностью большинства подобных противоугонных устройств является то, что они довольно массивны. Самым слабым местом у них является, как правило, замок.
В настоящее время на российском рынке есть большой выбор самых разных колесных блокираторов.
Созданный отечественными производителями блокиратор «Капкан» по сути является мощной металлической скобой, которая монтируется на любом колесе автомобиля. Вращение колеса становится невозможным благодаря тому, что «башмак» одним концом упирается либо в кузов автомобиля, либо в землю. Данное устройство удобным в использовании не назовешь: его вес составляет порядка 8 килограммов, а чтобы установить его на колесо, водитель вынужден немного покатать машину назад-вперед для определения оптимального положения отверстий на диске колеса. «Капкан» снабжен специальными поворотными захватами, с помощью которых он быстро и надежно фиксируется на колесе. Пытаться распилить подобную «махину» — бесполезное занятие. Да и что подумают прохожие?
Усовершенствованная модификация этого противоугонного устройства называется «Бульдог». Закрепить его можно только на переднем колесе. Принцип работы заключается в следующем: при попытке тронуть транспортное средство с места «Бульдог» специально предназначенными рабочими выступами упирается в тормозной суппорт. Наружный контур устройства совпадает с внутренней окружностью колесного диска, что исключает возможность доступа к болтам. Установить «Бульдог» проще, нежели «Капкан»: по крайней мере, определять подходящее положение колеса не нужно. Блокиратор прилегает к колесному диску очень плотно, поэтому убрать его с колеса (даже монтировкой или ломом) не получится. Учтите, установить данный «башмак» на гнутый диск вы не сможете.
Блокиратор «Сектор-М» имеет множество вариантов исполнения для разных моделей и марок транспортных средств. Устанавливается он только на заднем колесе. Это сделано для того, чтобы водитель не повредил автомобиль, если, сев за руль и поехав, он вдруг забыл снять «башмак». Вес устройства составляет около 9 килограммов. «Сектор-М» эффективен: даже если злоумышленник сумеет перепилить противоугонный упор, то его оставшийся фрагмент все равно будет цепляться за проезжую часть при каждом обороте колеса. Правда, небольшое расстояние этот «башмак» проехать все же позволяет (в пределах нескольких десятков метров). Однако на первой же яме «Сектор-М» провернется вместе с колесом и упрется в колесную арку. Установка данного противоугонного устройства несколько трудоемка (оно состоит из двух отдельных компонентов: дискового захвата и собственно упора). Не рекомендуется оставлять «башмак» на зиму. Поскольку замок может заржаветь, вам придется приложить немало усилий, чтобы снять с колеса противоугонное устройство.