Данный вопрос в той или иной мере волнует каждого автолюбителя. Тема эта постепенно обрастает мифами, причем самыми разнообразными – как идиллиями с убедительным “хэппи-эндом”, так и сущими ужастиками. Одни автолюбители утверждают, что ездят на “белорусской” иномарке без проблем уже 2-3 года, и со снисходительной жалостью посматривают на российских коллег, “переплативших” за тот же самый “Фольксваген”; другие лишь горько усмехаются, вспоминая мучения, месяцами сопровождавшие их передвижение по России, а затем и прощание с любимой машиной, в конце концов переправленной обратно в Беларусь – от греха подальше. Чего же реально следует ожидать покупателю иномарки с белорусскими номерами? Давайте попробуем разобраться во всем по порядку.
За морем телушка – полушка?
Крупнейший авторынок Беларуси “Торговый мир “Кольцо” расположен в минском районе Малиновка и занимает площадь более 30 гектаров. Сами минчане утверждают, что их рынок самый большой не только в СНГ, но и во всей Восточной Европе – во всяком случае, такого гигантского автомоечного комплекса нигде больше нет, не говоря уже об ассортименте представленных автомобилей. Однако главным плюсом, притягивающим сюда автолюбителей со всех краев бывшего СССР, являются цены. За примерами далеко ходить не будем: “Фольксваген-Пассат” 1996 года выпуска с автоматической коробкой передач, электроподогревом стекол и зеркал, кондиционером и прочими наворотами, в прекрасном состоянии, на минском рынке тянет на 3,5 тыс. $. В Москве цена аналогичной машины составляет в среднем 7 тыс. $. Ощущаете разницу? Прибавьте к этому еще и баснословно дешевый автосервис, позволяющий довести машину до идеального состояния и обеспечивающий ее работоспособность еще, как минимум, на 7-10 лет, и вам станет понятно, почему на улицах Минска так много иномарок, причем престижных и относительно новых. Причина дешевизны проста: граждане Беларуси раз в год имеют право на льготную растаможку иномарки, приобретенной за границей. Она обходится всего в 0,3 евро за каждый “кубик” объема двигателя (в России, согласно единой таможенной ставке, 0,85 евро за “куб”). Но могут ли россияне воспользоваться белорусской привилегией? Единого юридического мнения на этот счет пока не существует.
Таможня “добро” не дает
Вначале было Слово... А точнее – Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, заключенное между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Одним из основных пунктов данного соглашения является формирование единой таможенной территории. Однако Государственный Таможенный Комитет России воспринял акт аннулирования границы как чисто политический шаг, не имеющий под собой никакого экономического обоснования. А потому в соответствии с письмом от 29 июня 1999 года ГТК Российской Федерации N 01-15/18073 и Министерства внутренних дел РФ N 1/12774 “О реализации распоряжения правительства Российской Федерации от 15.06.99 N 942-Р” “на транспортные средства, приходящие с территории Республики Беларусь, ПТС выдаются без таможенного оформления; на транспортные средства, оформленные таможенными органами Республики Беларусь без перечисления взысканных таможенных пошлин и налогов в федеральный бюджет Российской Федерации, ПТС выдаются только после их таможенного оформления с уплатой установленных таможенных пошлин и налогов” (которые, напомним, могут составлять до 70% стоимости авто). Если же гражданин России приобрел транспортное средство на территории Республики Беларусь и ввез его помимо таможенного контроля, то подобные действия влекут за собой “наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров и транспортных средств с конфискацией их или взысканием стоимости”. (Впрочем, автолюбитель может воспользоваться правом вернуть машину на “место жительства”, что большинство и делает).
Таким образом, с одной стороны, на государственном уровне никаких препятствий для перемещения иномарок с белорусскими номерами по территории России вроде бы нет, однако таможня “добро” не дает. Возникает вопрос: какая инстанция в данном случае является решающей? В кассационной палате Верховного суда РФ в 2000 году было принято решение по аналогичному вопросу, причем опиралось оно именно на Соглашение. В соответствии с решением суда автомобили, растаможенные на территории Беларуси, можно ввозить на территорию России без уплаты каких-либо таможенных пошлин. Однако сегодня юристы считают, что ситуация все больше склоняется в пользу Таможенного Комитета. Это и понятно: ведь приток белорусских машин, не прошедших российскую таможню, невыгоден для России, а экономический аспект куда весомее политического. А потому выиграть судебное дело для владельца “белорусской” иномарки с каждым годом становится все труднее...
Ловушки для хитрецов
Однако просто так отказываться от “халявных” автомобилей российские автолюбители не собираются, даже несмотря на все возникающие при покупке проблемы. Как известно, белорус по российским дорогам может перемещаться беспрепятственно, а потому один из популярных способов – приобретение машины по генеральной доверенности. Но что говорит по этому поводу закон?
В соответствии с тринадцатым пунктом Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу, утвержденного постановлением правительства от 10 июля 1999 года, “временно ввозить автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве, без уплаты таможенных пошлин и налогов могут лишь лица, постоянно проживающие за пределами России”. Причем только на срок своего временного пребывания у нас, но не более чем на один год. “Временный ввоз автомобилей физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, без уплаты таможенных пошлин и налогов не допускается”.
В общем, если даже официальным хозяином машины является белорус, а за рулем сидит россиянин, проблем ему, увы, не избежать: машина должна быть растаможена в соответствии с российскими законами.
Таким образом, вопрос “платить или не платить” второй раз налог у покупателя возникать не должен. В этом смысле Беларусь для нас такая же заграница, как Франция или Япония. Другое дело, что то относительно небольшое время, когда вы имеете право перемещаться на нерастаможенной машине, можно воспринимать как беспроцентный кредит. Половину отдали в Минске, половину через полгода – в Москве. Получается все равно выгодно. Вот только не забудьте учесть также и то, что красные белорусские номера действуют на любого работника ГАИ, как тряпка на племенного быка. Не секрет, что создаются целые “летучие бригады” по отлову таких машин, причем иногда методы “отлова” больше напоминают сериал “Убойная сила”, нежели обычную проверку документов. Классическое “Ноги расставить, руки на капот” – вполне вероятный вариант развития событий; извинений (даже если за рулем сидит белорус) можно тоже не дожидаться. К счастью, такие случаи – относительная редкость, а некоторые любимчики Фортуны и вовсе избегают неприятных контактов с представителями закона.
В общем, кто не рискует, тот не ездит на отличном авто, купленном за небольшие деньги, а потому восславим еще раз “безумство храбрых” и пожелаем всем им счастливого пути по маршруту Минск – Москва.
Наталья КУДРЯВЦЕВА
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель начальника департамента экономики Постоянного Комитета Союзного государства СОТНИКОВ Андрей Викторович:
В соответствии с соглашением о свободной торговле, принятым нашими странами еще в 1992 году, все товары, произведенные на территории России и Беларуси, перемещаются без уплаты таможенных пошлин. То есть, если вы приобретаете любую отечественную машину – Волгу, Иж или, скажем, трактор Минского автозавода, никаких проблем с таможней у вас не возникает. Другое дело - товары, в частности автомобили, которые были произведены в третьих странах. Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 года предусматривает снятие внутренних таможенных границ, однако без введения единого тарифа создание единой таможенной территории невозможно. А на нынешний день ситуация такова, что для гражданина Беларуси таможенный сбор за ввоз иномарки составляет в 2 раза меньшую сумму, чем для россиянина. Естественно, что такая ситуация служит не только почвой для различных махинаций, но и приводит к ситуациям, когда, пытаясь купить по дешевке, человек в итоге платит дважды, как в той самой поговорке. Да, в идеале гражданин Союзного государства должен платить таможенный сбор один раз и в одном месте, сейчас же получается, что платят там, где дешевле. Как вы понимаете, это неправильно.
Теперь по поводу разрешения ездить по России на машинах с белорусскими номерами. Да, такое разрешение действительно есть, и пока его никто не отменял, но считаю, что это чисто политический ход, не подкрепленный никакими экономическими факторами. У нас нет общей системы техосмотра, контроля и учета транспортных средств, а потому я вполне могу понять раздражение работников ГАИ при виде машины с белорусскими номерами. С одной стороны, их обязывают ужесточить контроль над транспортными средствами, перемещающимися по российской территории, с другой – при наличии такого разрешения вести учет гораздо тяжелее: как, к примеру, может проверить обычный работник ГАИ подлинность техосмотра, сделанного в Беларуси?
Каков, на мой взгляд, выход из ситуации? Мне кажется, что оба наших государства должны прийти к компромиссному решению относительно таможенных тарифов и разработать программу единой системы контроля и учета транспортных средств. Только тогда автолюбители и России, и Беларуси действительно почувствуют, что находятся на единой таможенной территории, и неприятных сюрпризов станет гораздо меньше.
Похожие статьи