Знаем ли мы, как пользоваться ремнями безопасности? Как утверждает официальная статистика, всего лишь 32 процента автомобилистов правильно их пристегивают. А остальные, увы, пренебрегают известными правилами. И в результате подвергают себя ничем не оправданному риску. Еще одна немаловажная деталь: чаще всего «забывают» это сделать молодые водители.
Печально смотрим мы на наше поколенье. Увы, у них ремень и даже упоминание о нем ни с чем приятным не ассоциируются. Другое дело – люди старшего возраста. Обыкновенный ремень для многих из них был важным фактором в воспитательной работе. Суровый папаша с его помощью объяснял, что учиться полагается старательно, иначе об автомобиле и мечтать не стоит. А без автомобиля и на успех у противоположного пола рассчитывать не следует. Вот почему с годами в большинстве случаев водители с большим стажем за рулем сами пристегиваются ремнями и контролируют, чтобы это сделала сидящая рядом юная красавица или, в крайнем случае, жена. И правильно делают.
Уже не для кого не секрет, что при столкновении даже с неподвижным препятствием при скорости всего 50 км/час на человека приходится удар силой примерно в две тонны. При таких же обстоятельствах ребенок ощущает силу удара около пятисот килограмм. То есть травмы, мягко говоря, не избежать.
Отметим, что ремни требуют правильного размещения и регулировки натяжения. Это, конечно, если нет автоматических натяжителей. Остерегайтесь располагаться полулежа! Такое позволительно даже очень большому начальнику только в своем кабинете в удобном кресле. А вот если вы столь же привычно разместитесь в сидении автомобиля, то может случиться так, что в момент столкновения вы окажитесь на полу. И вероятность получения травмы головы или позвоночника возрастет многократно.
Кстати, ремень также может смертельно врезаться в горло, и получится весьма дорогостоящая удавка. Не рекомендуется и закидывать ноги на панель приборов. Дело вовсе не в том, что вас может не понять сидящая рядом дама и даже жена. Впрочем, красоткам за рулем также не стоит подобным образом демонстрировать свои прелести. Опасность в том, что кости ног могут легко, как соломинки, сломаться, если сработает в критической ситуации подушка безопасности.
Автоматические натяжители с устройством блокировки ремня себя хорошо зарекомендовали. Однако толстый слой одежды (что свойственно зиме) при их использовании может сильно повредить. Ремень начинает удерживать ваше укутанное тело с большим опозданием. Это чревато тем, что пассажир может сильно удариться лбом о лобовое стекло. И зачем вам потом тратить время и деньги на покупку нового стекла? Не говоря уж о том, что лоб вообще заменить довольно затруднительно.
Американские машины тоже таят в себе опасность, если не пристегиваться ремнями. У них два отдельные ремня: диагональный и поясничный. И обоими надо пристегиваться. Использование только диагонального, или плечевого, ремня может привести к повреждению грудной клетки в три раза чаще, чем использование двух ремней. А при лобовом столкновении и того чаще: в семь раз!
И все же системы безопасности автомобилей совершенствуются. А потому уже существуют так называемые ремни с преднатяжителями. Аварийное замедление автомобиля служит для них сигналом. В результате и водитель, и пассажиры притягиваются к спинкам сидений, избегая возможных травм от движения вперед по инерции. Ограничитель нагрузки преднатяжителя предотвращает травму грудной клетки. Интересная деталь: механизм преднатяжителя реагирует быстрее, нежели воздушные подушки безопасности.
Несложный анализ показывает, что пристегивать ремнями детей опасно, как и держать детей на руках. Лучше всего применять детские сидения, установленные сзади спинкой вперед. Ну, а вообще-то, кроме этого, ничто не должно мешать родителям рассказать своим детям о великом предназначении ремня. Причем не только того, которым пристегиваются в машине, но того, которым подтягивают штанишки и используют в качестве воспитательного элемента.