Деньги на ветер
Прежде всего позаботьтесь об аэродинамике вашего автомобиля. Допотопные «Жигули» и «Волги» сильно хромают по этому показателю. Но и здесь можно сэкономить до 10 процентов расхода. Не пользуйтесь багажником на крыше! Чем меньше лобовое сопротивление авто, тем больше бензина останется в баке. Старайтесь не открывать окна. На скорости 80 км/час приятный сквознячок в салоне обойдется на 8 процентов дороже вашему кошельку! Подумайте, стоит ли бросать деньги на ветер.
За комфорт надо платить
Кондиционер - враг экономии. В среднем он сжирает 2 литра бензина на сотню. Помните об этом и без особой нужды не улучшайте микроклимат. То же касается всевозможного дополнительного оборудования, работающего от цепи автомобиля. Вентилятор печки - 1% среднего расхода на сотню. Попить свежесваренный кофе в дороге - 1,5%. Даже фары дальнего света могут «съесть» до 2%. И еще - следите за натягом ремня генератора и его клеммами. Свистящий ремень и окисленные контакты не способствуют экономии.
Колеса
Когда автомобиль движется по ровной асфальтированной дороге, он не только преодолевает сопротивление воздуха. Есть еще сила качения колес, о которой многие не догадываются. Полный выбег автомобиля со скорости 60 км/час должен быть больше 400 метров. Если меньше - к мастеру в автосервис. У «Жигулей», например, часто заедают передние тормозные цилиндры и колодки слегка касаются тормозных дисков. Или ручник до конца не «отпускает» задние барабаны. Это тоже ведет к лишним затратам лошадиных сил.
Перед каждой поездкой проверяйте давление в шинах. При подспущенном колесе пятно контакта с дорогой увеличивается, сила трения растет. Недокачал 0,3 атмосферы - получи 7% перерасхода. Но и перекачивать резину мы тоже не советуем. Ухудшается управление машиной, а это уже влияет на безопасность, которая дороже бензина. Кстати, езда летом на зимней шипованной резине может увеличить расход на 6%. А ресурс самой резины снизится вдвое.
Стиль езды
Если двигатель отрегулирован, а все перечисленные приемы не помогают и расход топлива неуклонно растет, самое время обратить внимание на стиль езды. Резкие разгоны с педалью в пол, повороты с визгом колес не только снижают ресурс трансмиссии и ходовой, но и ощутимо сжирают бензин.
В инструкции каждого автомобиля указана наиболее экономичная скорость на высшей передаче. Обычно это 80 - 90 км/час. На загородном шоссе это оптимальный вариант движения. Тут можно сэкономить даже 3 литра на сотню.
Попробуем рассказать про еще один прием, которым пользуются мастера на экоралли. Если дорога ровная, то при старте со светофора надо быстро, переключая передачи, разогнаться до 90 км/час. Потом выжать сцепление или перейти на нейтраль. Машина будет двигаться накатом, а двигатель перейдет на холостые обороты. Ни в коем случае не выключайте зажигание! Во-первых, заблокируется руль, во-вторых, перестанет работать вакуумный усилитель тормозов, в-третьих, отключится гидроусилитель руля (если он есть). Тут и до аварии недалеко.
Как только скорость машины упадет до 40 км/час, можно включать прямую передачу и опять разгоняться до 90. Такой «импульсный» прием эффективен на полупустой трассе при хорошей видимости. В городе экологические маневры невозможны. Тут другая засада - пробки. Многие водители глушат двигатель перед светофором. Но нагрузки при частых пусках не оправдывают экономии. Поэтому вам решать - стопорить ли двигатель в пробках или смириться с повышенным расходом бензина.
Юрий СНЕГИРЁВ
// Комсомольская правда