Еще одним подводным камнем можно считать зависимость звучания такой системы от наполненности багажника: положил сумку - звук поменялся, забрал - снова поменялся, не говоря уже про запасное колесо, насос, инструменты, которые могут издавать множество звуков в такт музыке. Именно поэтому лучшим решением в этой ситуации является создание закрытого акустического объема, попросту говоря, колонки, которая представляет собой банальный деревянный ящик. Однако смастерить такой ящик - не такая уж легкая задача, как может показаться на первый взгляд. Возникают довольно существенные ограничения: очевидное уменьшение багажного отделения, хотя трансформация его по-прежнему возможна, повышаются требования к качеству источника звука и головок. Говоря другими словами, постройка колонки оправдывает себя лишь тогда, когда источником сигнала выступает не «левая» магнитола за 15 - 40 у.е., а действительно качественная фирменная модель ценой от 100 у. е. и выше. То же касается и динамиков. Ради посредственной магнитолы и слабеньких «динамичков» напрягаться не стоит, затраты не оправдают себя, так как добиться от них хорошего звука не удастся никогда - пострадавший от медведя в опере петь не будет. Их удел - издавать хоть какой-нибудь звук за те деньги, которые они стоят.
Оптимальным набором для построения акустической системы (далее по тексту - АС) можно считать трех-, четырехполосные коаксиальные динамики размером 6 х 9’’ (дюймов) номинальной мощностью 20 - 80 Вт и магнитолу (желательно с CD), выходная мощность которой составляет по 25 - 50 ватт на канал. Следует понимать, что необходимость постройки громкоговорителя определяется тем, сможете ли вы понять (и ощутить!) его свойства и полезность, проявляющиеся в более глубоком звучании, расширенном в области низких частот. Этого невозможно добиться простым регулятором тембра и даже системой динамического усиления басов вроде D-BASS, которые увеличивают количество, но не качество баса. Ведь если динамик не воспроизводит частоты ниже 100 Гц, то никакие регуляторы не заставят его играть на этих частотах, они только усилят гудение в верхней части баса (мидбаса), которое никак нельзя назвать ни приятным, ни отвечающим нормам высокой верности воспроизведения (Hi-Fi). Только с помощью правильного акустического оформления можно действительно добиться воспроизведения более глубокого баса, который при этом приобретает более динамичный и выразительный характер. Чтобы получить больше баса, есть по сути два варианта: первый - потратиться на дорогостоящий сабвуфер, второй, более приемлемый, - попробовать добиться большей отдачи низких частот от своих динамиков.
Проектирование АС следует начать с расчета литража и внешних габаритов колонок, хотя нужно помнить, что небольшая ошибка в расчетах ни к чему катастрофическому не приведет, головки типа 6 х 9 дюймов обычно предлагаются производителем для применения практически без акустического оформления. Зачастую довольствуются врезкой таких динамиков в заднюю панель, даже не укрепив ее. Честно говоря, многих это вполне удовлетворяет, а ведь даже неидеально рассчитанный ящик повышает отдачу на низких частотах. Если после установки окажется, что внутренний объем слишком большой, то это легко устраняется его частичным заполнением специальным материалом, к примеру, латексом или пенополиуретаном. Поскольку при изготовлении резонатора нужно учитывать конструктивные особенности автомобиля (в нашем случае - ВАЗ-2108), то ширина и длина резонатора ограничиваются расстоянием между коробками колесных ниш и габаритами деревянной полки. Для простоты изготовления корпуса головки размещаются не в отдельных корпусах, а в одном, разделенном простейшей перегородкой толщиной 20 мм. Внешние габариты АС составили 920 х 230 х 250 мм, при необходимости величину внутреннего объема можно изменить, уменьшив или увеличив высоту (глубину) ящика. Для обеспечения механической прочности корпуса толщина стенок должна быть не менее 15 - 18 мм, хотя лучше всего использовать ДСП или фанеру толщиной 20 мм. По периметру верхнего края желательно предусмотреть специальную планку толщиной 10 мм, через которую фронтальная панель плотно соединяется с ящиком с помощью мощных шурупов. Внутренняя поверхность ящика, но не более 50% объема покрывается мягким звукопоглощающим материалом (листовой поролон, синтапон).
Для расширения воспроизводимой АЧХ в сторону более низких частот есть смысл дополнить акустический ящик фазоинвертором, который представляет собой банальное отверстие на фронтальной или боковой (если на лицевой это сделать невозможно) стенке. Задача фазоинвертора - инвертировать на определенной частоте фазу излучаемого тыльной стороной диффузора сигнала, который суммируется на выходе с основным и за счет этого увеличивает отдачу динамиков на НЧ. Диаметр отверстия не должен быть слишком большим, а порт лучше закрыть какой-то защитной решеткой - к примеру, прекрасно подходят верхние крышки от дешевых 4-5-дюймовых широкополосных динамиков «no-name».
Для приемлемого внешнего вида АС окрашивается двумя слоями черной краски и при желании покрывается лаком (снаружи).
Учитывая немалую массу конструкции, ее нельзя опирать на небольшие треугольные подставки, как это было в случае с декой. Самый простой вариант - изготовление специальных стоек-упоров, с помощью которых ящик опирается непосредственно на пол багажного отделения (высота стоек подгоняется по месту). После окраски упоры почти незаметны.
Поскольку время от времени возникает необходимость демонтажа конструкции, имеет смысл предусмотреть разъемы на стенке со стороны заднего сиденья, что избавит от необходимости разбирать колонку для отсоединения головок.
Каких-либо особых недостатков в процессе эксплуатации не выявлено, а уменьшение объема багажного отделения не представляется большой проблемой - в данном случае важнее качество звука, а не величина багажника. Впрочем, АС без особых затруднений можно снять за несколько минут, зато набор инструментов, коврик и штатная сумка теперь размещены в своеобразной нише под ящиком, а доступ к запасному колесу столь же легок, как и в стандартной версии.
Как звучит громкоговоритель? Как и полагается, звучание стало сбалансированным, с подчеркнутым, но ненавязчивым басом. Неблагородная, «кричащая» середина смягчилась, звук приобрел дополнительный объем и полновесность. Средние по цене и качеству 3-полосные головки Pioneer TS-A 6956 звучат так, как колонки неплохой домашней мини-системы (музыкального центра) класса Hi-Fi, причем качественный «низ» возможен даже при небольшом уровне громкости. При достаточной громкости бас настолько плотен, что ощущается даже физически. По полу и сиденьям прокатываются впечатляющие вибрации и колебания, так что даже равнодушный к автомобильному звуку пассажир лишь ошеломленно оглядывается, задаваясь вопросом, что же находится в багажнике?
Возможно, что после установки АС «забубнят» и «задребезжат» некоторые детали интерьера, которые в «Самаре» выполнены из пластмассы не лучшего качества. Кстати, в нашем случае активнее всего «забренчала» штатная подъемная часть полки, что заставило заменить и этот элемент на деревянный толщиной 10 мм.
Как видите, при желании можно заставить зазвучать даже такой неблагодарный российский хэтчбек как ВАЗ-2108, причем без особых затрат. И, что самое интересное, снаружи резонатор незаметен!
Олег Полажинец. http://www.autocentre.com.ua