Многие задают вопрос: какое масло заливать в коробку 08-09?
Попробую ответить научно.
Для чего в коробке масло? Правильно. В коробке передач есть шестерни, они установлены на валах. Валы и шестерни вращаются в подшипниках. Подшипники и зацепляющиеся шестерни необходимо смазывать. Выбор масла зависит от условий, в которых работают трущиеся пары. Для большинства наверное не секрет, что в коробках применяются косозубые цилиндрические передачи. В них две шестерни контактируют друг с другом посредством зубьев и этот контакт имеет плоскостно-неподвижный характер. Это означает, что если два зуба вошли в зацепление, то они неподвижны относительно друг друга до момента расцепления. В этом собственно и заключается главное отличие их от гипоидных передач, которые имеют точечный контакт, однако в силу особенности конструкции у них появляется продольное скольжение зубьев, которое вызывает сильнейшие контактные напряжения (3-4 ГПа против 1-1.5 ГПа у цилиндрических) и резко ухудшает условия смазки. Большие удельные давления и значительное продольное скольжение разрушают масляную пленку в зоне контакта и это может приводить к заеданию (схватыванию) металла трущихся поверхностей. Указанный недостаток гипоидных передач обычно устраняется применением более вязких масел со специальными присадками (активная сера и др.), которые обеспечивают высокую прочность масляной пленки, и специальным фосфатированием шестерен. Масла, применяемые в гипоидных передачах, (трансмиссионые) содержат все те же добавки, что и обыкновенные моторные масла - противоизносные, противозадирные, вязкостно-температурные, противокоррозионные, антивспенивающие и др., только немного в разных пропорциях. Для упрочнения масляной пленки в масло добавляют соединения хлора, фосфора, серы и цинка, которые при большом давлении и высокой температуре образуют прочные пленки оксидов. Кроме того, трансмиссионные масла - высокомолекулярные соединения, содержащие большое количество смолистых веществ, поэтому с понижением температуры их вязкость резко увеличивается. Это вызывает значительные потери мощности в механизмах трансмиссии, особенно при трогании машин с места. Велики потери мощности в трансмиссии зимой, когда вязкостно-температурные свойства масла не соответствуют необходимым требованиям, что приводит к увеличению расхода топлива. Для устранения этого недостатка применяют специальные присадки-депрессоры. Подробно останавливаться на добавках я не буду, смысл не в этом.
В соответствии с международной системой API трансмиссионные масла подразделяются на группы: GL-1 (ТМ-1 по ГОСТ), (SAE 75W) - применяются в прямозубых, конических, червячных передачах, при давлениях до 1600 МПа, до 90 ‘C GL-2 (ТМ-2), (SAE 80W/85W) - применяются в прямозубых, спирально-конических и т.п. передачах, при давлениях до 2100 МПа, до 120 ‘C GL-3 (ТМ-3), (SAE 90) - то же, до 2500 МПа, до 120 ‘С GL-4 (ТМ-4), (SAE 140) - различные трансмиссии, включая гипоидные, до 3000 МПа, до 150 ‘C GL-5 (ТМ-5), (SAE 250) - гипоидные передачи, свыше 3000 МПа, свыше 180 ‘C GL-6 (ТМ-5) - гипоидные передачи, работающие в очень тяжелых условиях. Содержат высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки. Таким образом, масло, которое необходимо заливать в коробку переднеприводных автомобилей, по условиям эксплуатации должно соответствовать группам GL-3 или GL-4. Так откуда взялась рекомендация завода заливать в коробку моторное масло? Дело в том, что моторные масла по уровню эксплуатационных свойств находятся в группах не выше GL-1 и GL-2. К моменту начала выпуска переднеприводных автомобилей 2108 - 1984 г. в Советском Союзе не производилось в достаточном количестве масел, удовлетворяющим необходимым свойствам. Самым распространенными для легковых авто были моторные М5з, М6з, М8з и т.п. и трансмиссионное ТАД-17, замененное впоследствии ТАД-17И. ТАД-17 (ТАД-17И) соответствует группе GL-5. Таким образом, из двух зол было выбрано меньшее. Излишне вязкое масло в большого объема коробке приводило к слишком большой нагрузке на синхронизаторы и значительным механическим потерям, особенно зимой.
Но... времена идут, появились новые сорта, стали доступны импортные фирменные масла и рекомендации специалистов изменились. Сам завод внедрил у себя на сборочном производстве масло для первой заправки агрегатов трансмиссии ТМ 5-9П. Это масло используется только на заводе и не поступает в торговлю. По рекомендации завода это масло не требует замены в КПП переднеприводных в течении 75 тыс. км. Обращаю внимание, на классике и полноприводных авто это же масло подлежит замене после приработки, после пробега 2000-3000 км. В продаже можно встретить предназначенное для коробок 08-099 масла ТСп-10 (ТМ-3-9), ТСп-15к (ТМ-3-18), Тап-15в (ТМ-3-18), ТСз-9гип (ТМ-4-9з), «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4, «Волнез ТМ 5-12», среди импортных - любые масла, на банках которых стоит классификация по классам GL-3, GL-4 и есть уверенность в том, что это не подделка.
P.S. Не ругайте особенно за стилистику - пытался изъясняться как мог. Это не научное издание, для этого слишком мало информации. Это просто попытка в доступной форме кратенько объяснить суть вопроса для любопытных автомобилистов.
[Профессор]
> Уважаемый Профессор, > в Вашем объяснении в конференции ..../vaz/15306.shtml есть непонятные для меня места, если > возможно, разъясните : > > 1.после расшифровки API следуют слова: Таким образом, масло, которое необходимо заливать в > коробку переднеприводных автомобилей, по условиям эксплуатации должно соответствовать группам > GL-3 или GL-4. > Непонятно почему? Потому что эти классы наиболее соответствуют условиям эксплуатации масел в коробках переднеприводных. Т.е. контактным напряжениям, температуре и вязкости. Моторные в принципе укладываются в требования, но... 1. В этом случае необходима сезонная замена масел так же как и в двигателе. 2. Применение всесезонного масла не оправдывает себя из-за того, что перемалывание в шестернях приводит к разрушению загущающей присадки-полимера и дальнейшему разжижению масла. 3. Они не содержат высокоэффективных противозадирных присадок, которые имеются в трансмиссионных маслах. 4. Показатели шумности при использовании моторных масел намного хуже. В итоге получается, что для контактных напряжений в шестернях переднеприводных коробок в 1-1.5 МПа, а при высоких нагрузках - до 2 МПа, запас прочности моторных масел невелик, а при разжижении - вообще становится мизерным - отсюда повышенный износ. Т.е. применять моторные масла можно, но лучше не...
> 2.если GL-5 -- это ТМ-5, то тогда почему ВАЗ лъет первую заправку ТМ-5-9П, то есть GL-5?
Вообще-то этот вопрос надо задать главному инженеру ВАЗа. Это его рекомендация, но сам по этому поводу думаю следущее: ТМ-5-9П действительно соответствует GL-5, но его класс вязкости всего 9, т.е. самый маленький из трансмиссионных масел. Для сравнения - у ТАД-17и - ТМ-5-18. Это означает, что в ТМ-5-9П имеется высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки и при этом его вязкость не превышает вязкости зимнего моторного масла.
[Профессор]
Приветствую: Обо всем по порядку: 1. О «недопустимости» применения масел GL-5 в коробке переднеприводных авто... Говорить о недопустимости не совсем корректно. Скажем так: это возможно, но нецелесообразно. 2. Вязкость масла действительно определяется по SAE. И прямой связи между SAE и API нет. Это две взаимодополняющие классификации. Первая характеризует вязкость масел, вторая - эксплуатационные свойства. Но... как правило - именно как правило, а не всегда - масла большей группы по API имеют большую вязкость по SAE. Следует также заметить, что SAE и API дают лишь некую общую характеристику, не учитывая всех показателей качества. А именно по ним масла одной группы могут запросто соответствовать маслам из другой группы, хотя в целом группы разные. 3. Таким образом, разница по вязкости между GL-4 и GL-5 может быть, а может и не быть, но как правило есть. Если она есть, то ее размер определяется по SAE. 4. Заводское масло ТМ-5-9П находится в группе GL-5 по API (ТМ-5-...), но соответствует 9 классу вязкости по ГОСТу, а это 75W по SAE (ТМ-...-9П). Если хотите цифр, то кинематическая вязкость этого масла (по ГОСТу, при 100гр.С) - 4,00... 10,99 мм2/с. 5. Для примера: Известное ТАД-17И по новой классификации это ТМ-5-18. Это означает GL-5, но 18 класс вязкости. Его кинематическая вязкость (по ГОСТу, при 100гр) - 14... 24,99 мм2/с. Это ощутимо больше. 6. И кинематическая, и динамическая вязкости - это отдельные показатели масел характеризующие их. Они нормированы. Кинематическая вязкость дает представление о поведении масла в нагретом двигателе (обычно при 100грС). Динамическая вязкость дает представление о прокачиваемости масла при отрицательных температурах в холодном промерзшем двигателе и о проворачивании стартером коленвала в замерзшем желе, называемом маслом.
Ну вот, вроде так.
[Профессор]
Синтетика или минералка с точки зрения шестерен коробки в принципе большой разницы не имеет. А с экономической точки зрения-минералка выгоднее. Кроме того, синтетика плохо действует на резиновые уплотнения в сальниках. Во всем мире для этих целей применяется другой материал - фторкаучук. Наши сальники-могут потечь (могут и не потечь-зависит от качества материала). Таким образом, ММ (мое мнение) для нормальной работы в коробке достаточно минерального масла с классом вязкости GL-3 или GL-4 (SAE90), т.е. нормального трансмиссионного масла.
Формула пересчета КВТ в лошадиные силы
1 л.с. = 0.736 кВт 52.5 кВт = 71.3 л.с. По крайней мере, в физике так.
[Слова народные :-). Если кто знает авторство - напишите]
источник: www.samara-faq.auto.ru
|