Собственно, любую стройку, будь то будочка туалета на даче или огромный жилой комплекс с парковкой для яхт и вертолетными площадками, начинают с того, что делают генеральный план строительства. Разумеется, в первом случает этот план едва ли нарисован на клочке бумажки, на котором с другой стороны записаны все расчеты по количеству пиломатериалов, когда во втором случае это многотомный труд, который неспециалисту лучше даже в руки не брать. Планирование аудиосистемы не может не предшествовать ее появлению в Вашем автомобиле. Именно этот вопрос я предлагаю рассмотреть поподробнее – что вообще должно быть в системе, какие они бывают, с чего начать и чем продолжить. Предположим самый простой вариант: в машине не установлено ничего по части звука. Совсем. Для простоты возьмем автомобиль ВАЗ 2109 – хотя бы из-за того, что все представляют это чудо отечественного автопрома. Первое, и самое закономерное желание человека, которому недостает музыки в машине - поставить магнитолу. Сам это процесс малоувлекательный (хотя может кому-то нравится), и в тот момент, когда все подключено, наиболее догадливых озаряет, что непонятно, а ЧТО ИМЕННО ДОЛЖНО ИГРАТЬ. Потому что источник звука, установленный при помощи мата и напильника, покоится на своем законом месте в центре приборной панели, а вот динамиков-то и нет. Тут потенциальный авто-меломан сталкивается с необозримо широким рынком автомобильной акустики, на котором представлены все спектры ценовых категорий от суррогата «по десятке за кило», налепленного азиатскими товарищами, до неприлично дорогих систем, выполненных чуть ли не в единственном экземпляре практически отцами-основателями всей отрасли. Как говорится, есть из чего выбрать. В этот прекрасный миг, который застал кого-то в магазине автомобильной акустики или в установочном центра, а кого-то – у себя в гараже, потенциальному обладателю системы стоит задуматься о возвышенном, а именно – что он хочет слушать, с каким качеством и на какие деньги. Ежели желает он слушать радио «маяк» и вложить во все про все 50 рублей, то ему предлагается откинуть данное чтиво, как насаждающее греховные мысли, пойти к ближайшей станции метро и купить переносное радио на батарейках, которое он потом удобно пристроит между сиденьями, подперев рукояткой ручного тормоза. Остальным предлагается выбирать между очень бюджетными, средне-бюджетными, не очень бюджетными и почти не-бюджетными вариантами. Тариф «Молодежный» Берем магнитолу, к ней подключаем 2 коаксиальных динамика типоразмером 10 см и устанавливаем в штатные места по краям приборной панели «девятки». Данные штатные места можно визуально отличить наличием некоторого количества круглых дырочек, за которыми будет стыдливо спрятан сам динамик, а акустически – по отвратительному дребезжанию, издаваемому плохо закрепленными решеточками, вызванному вибрациями двигателя и плохим дорожным полотном. Хотя допускаю, что дребезжит вся приборная панель – тоже не от легкой жизни, видимо. Другие варианты – покупаем, опять же, коаксиальные динамики, теперь уже размером побольше, и врезаем их в передние двери, или в предварительно усиленную листом фанеры заднюю полку. Допускаются комбинации двух динамиков спереди (в приборной панели или дверях) и динамиков в задней полке. В данном случае звук системы, быть может, даже оценит аудитория, классифицируемая как «пацаны с микрорайона» - самые благодарные слушатели и почитатели. На этом месте, думаю, необходимо чуть углубиться в терминологию. Для начала, какие бывают динамики. Человеческое ухо воспринимает очень широкий диапазон звуков. Ни один динамик физически не способен воспроизвести весь воспринимаемый диапазон, не смотря на многочисленный попытки опровергнуть это утверждение. Решением данной проблемы служат многополосные акустические системы (АС), т.е. некоторый набор динамиков, воспроизводящих каждый свою часть того диапазона, который воспринимает человеческое ухо. В основном данный тезис реализуется по двум направлениям: компонентные АС и коаксиальные АС. Принципиальная разница в том, что в коаксиальных АС все излучатели как бы нанизаны на одну ось – ось излучения, в то время как компонентные представляют собой просто набор отдельностоящих динамиков, в который входит высокочастотник и динамик НЧ/СЧ – звена (либо отдельно СЧ- и НЧ-динамики). Отсюда название – двух- и трехполосные АС. До кучи вводим понятие «фронт» и «тыл». С этим просто – это наименование целевой зоны озвучивания, то есть какое место машины мы хотим озвучить (сиречь – где установим динамики) установленными там АС, если передний ряд, то фронт, если задний – тыл. Дано разделение необходимо по следующей причине: систему можно ориентировать либо на водителя (как раз ориентация на передний ряд сидений), либо на задних пассажиров (соответственно на задний), еще можно строить обособленные звучания (и видеоряд на мониторах) для каждого ряда или даже для каждого пассажира, но об этом в другой раз. Усложняем задачу. На фронт пускаем 2-хкомпонентную АС (пищалка и нч/сч звено). Пищалку располагаем где-нибудь в районе переднего стекла, лучше всего на стойке с ориентацией на стекло, нч/сч-динамик ставим на двери. Боже, оно даже неплохо играет. Но немного не хватает баса, заметили? Вариант самый бюджетный: включить функцию тонокомпенсации на магнитоле. Не буду объяснять, как оно работает, но обычно она называется как-нибудь в духе «bass-boost», «mega-bass», «loud» и тп. По сути это самообман, как если напрячь мышцы перед зеркалом, но при этом понимать, что силы в них не прибавилось. Вариант менее бюджетный – поставить в заднюю полку овальные коаксиалы, которые выдают достаточно неплохой бас, который может даже понравиться тем, кому не особо нужно звуковое давление. Для таких эстетов существуют активные сабвуферы – системы, объединяющие в себе непосредственно сабвуферный динамик в соответствующем (по мыслям производителя естественно) акустическом оформлении (ящике проще говоря), к котором у подключен усилитель, чаще всего спрятанный в том же ящике. Для подключения такого сабвуфера необходим лишь комплект проводов от магнитолы и еще один комплект – для запитки усилителя от аккумулятора. Причем основная проблема – скрыто провести провода в салоне, не нанеся ему (салону) сильного ущерба, в основном для подключения хватает пары взглядов в инструкцию. Итак, система «магнитола – двухполосный фронт – активный саб» начинает звучать примерно как надо. Это, разумеется, не идеал, но для начального уровня этот комплект становится своеобразным Рубиконом, стоя на берегу которого человек должен решиться, идти ли ему дальше или довольствоваться тем, что он имеет на данный момент. Потому что дальше – полная шумоизоляция кузова, сложные компонентные системы, усилители, процессоры… По материалам сайта www.yourtuning.ru |
Аудиосистема. Простейший автозвук.
Похожие статьи