На заре автомобилестроения, когда даже печка в автомобиле считалась предметом роскоши, относили к разряду научной фантастики возможность снизить температуру до 20 градусов (прохладный воздух) в жаркий летний полдень, когда на улице стояла изнуряющая жара. В настоящее время джентльменский набор, предусматривающий комфортабельность и удобство поездок, претерпел сильные изменения, и планка резко поднялась вверх. Добавьте сюда необходимость иметь в автомобиле хорошую стереосистему, круиз - контроль, антиблокировочую систему тормозов, и также все виды воздушных подушек. Ну, а кондиционирование воздуха сам Бог велел иметь в Вашей автомашине!
Так каким же образом кондиционер воздуха умудряется так здорово охлаждать воздух? Для начала, скажем, что вообще-то кондиционер не вырабатывает холодный воздух. Вместо этого, он удаляет тепло из салона автомобиля наружу. Тут используется тот же самый принцип, который применяется в работе домашних кондиционеров, холодильников и разнообразных морозильных установках. Но все - таки, как же становится возможным это сделать, если на улице буквально все плавится от жары?
Устройство Кондиционера.
Если говорить о главном, то кондиционер воздуха представляет собой замкнутую систему трубочек, которая заполнена хладагентом, который переходит из жидкого в газообразное состояние по мере того, как совершает один цикл вращения за другим. Автоматическая система кондиционирования воздуха располагается как внутри салона автомобиля, так и в отсеке, где размещается двигатель. За панелью управления, теплый, насыщенный влагой воздух, из салона автомобиля пропускается через теплообменник, который называется испарителем. Внутри испарителя под низким давлением циркулирует хладагент в жидком и газообразном состоянии. Хладагент забирает тепло от воздуха, поступающего из салона автомобиля. Когда температура воздуха понижается, он уже не в состоянии удерживать влагу, поэтому капельки воды конденсируются на испарителе, и влажность воздуха соответственно уменьшается. И это очень приятно, особенно если погода стоит жаркая и влажная. Образовавшаяся при этом вода стекает на землю. Этим и объясняется безобидная лужа чистой воды, которую Вы иногда можете заметить под автомобилем с работающим кондиционером. Для того, чтобы регулировать температуру поступающего воздуха, Вы можете с помощью регуляторов смешивать холодный воздух с неохлажденным.
Поглощая тепло в испарителе, некоторое количество хладагента начинает закипать (потому что имеет значительно более низкую точку кипения, нежели вода). Данный пар подается в компрессор под капотом автомобиля, который приводится в действие двигателем. Компрессор сжимает пар, одновременно повышая его температуру (Основы физики: если повышается давление газа, то автоматически увеличивается также и его температура). Этот горячий пар под высоким давлением теперь имеет более высокую температуру, чем окружающий воздух на улице. Затем он поступает в теплообменник, который называется конденсатором и установлен впереди автомобиля. Здесь его температура падает ниже точки кипения, и он снова конденсируется, превращаясь в теплую жидкость. Он может превращаться в жидкость даже при более высокой температуре благодаря давлению, которое имеется в данной части системы. Теперь хладагент поступает назад в салон автомобиля, где он снова впрыскивается в испаритель через устройство, которое называется расширительный клапан. После прохождения через клапан давление падает, и хладагент снова приобретает газообразную форму. С уменьшением давления наблюдается резкое снижение температуры (Помните ту взаимосвязь, которая существует между давлением и температурой?). Холодный хладагент, когда он поступает в испаритель, может иметь температуру замерзания или даже ниже. После этого цикл повторяется вновь.
Обычная автоматическая система кондиционирования воздуха не требует большого объема технического обслуживания. Все, что Вам нужно, так это раз в месяц включать систему, чтобы она поработала 10 минут (даже зимой), чтобы прокачать хладагент и небольшое количество смазки содержащееся в нем. Хладагент (не загрязняющий атмосферу R134A, который употребляется в автомобилях, начиная с 1996 года) может использоваться бесконечно долго, если только нет его утечек из системы. Современные кондиционеры воздуха управляются с помощью электроники. В течение всего операционного цикла в них поддерживается необходимая температура и давление. Частью данной системы управления является также компрессор, который приводится в действие от двигателя. В нем имеется сцепление с электрическим приводом, которое позволяет отключать ведущий шкив с помощью муфты свободного хода (чтобы не отбирать мощность у двигателя) до тех пор, пока не понадобится работа компрессора. Автоматическая система управления кондиционером в настоящее время широко применяется на многих дорогих автомобилях. Она оборудована сложными электронными приборами, позволяющими поддерживать заданную температуру. Имеется множество температурных сенсоров, которые позволяют следить за температурой в салоне автомобиля. В данной системе задействованы система кондиционирования воздуха, вентиляторы и смесители воздуха, способствующие поддержанию заданной температуры. Некоторые системы являются очень сложными и предохраняют от нагревания солнечными лучами одну из сторон автомобиля, создавая микроклимат для пассажиров, сидящих справа и даже на задних сиденьях. Действительно ли нужен такой уровень комфорта? Разумеется, нет. Но разве это не здорово? Еще как!
Источник: [gibdd.info]
Похожие статьи