Езжу на третьем по счету автомобиле Жигули. И у всех одинаковый дефект - визг моторчика вентилятора в отопителе, с которым я не могу справиться. Такая же беда у моих знакомых. Как все-таки избавиться от этой напасти?
Виновник этого шума - подшипник скольжения (металлокерамический вкладыш, пропитанный специальной смазкой), который либо сам проворачивается в корпусе электродвигателя, либо издает неприятные звуки от контакта с вращающимся валом.
Основной поставщик электродвигателей отопителя - ОАО КЗАЭ (Калужский завод автомобильного электрооборудования). К сожалению, на его продукцию - МЭ-255 (2101-8101078-01) гораздо больше нареканий, чем на двигатель ДО (2105-810107 второго нашего поставщика - ООО МИЦАР (Мичуринск). Пять лет назад здесь изменили профиль плоской шайбы, фиксирующей вкладыш, - она стала сферической. Благодаря этому вкладыш надежно удерживается от проворачивания.
И все же проблема остается. Она связана не только с размерами, но и материалом металлокерамического вкладыша. В современных электродвигателях, как правило, визг при низких температурах возникает кратковременно, в первые несколько минут их работы, но и это мы не оставляем без внимания.
Кстати, советы по фиксации вкладыша, известные читателям ЗР, мы не считаем правильными. Вкладыш должен иметь плавающую посадку для самоустановки, иначе в нем самом может заклинить вал электродвигателя, либо разобьется отверстие и крыльчатка начнет вибрировать. Услышав визг, лучше потерпеть, пока прогреется вкладыш. Но, к сожалению, даже такое радикальное решение, как замена электродвигателя, не гарантирует избавления от шума. Если терпение лопнуло, капните на вкладыш снятого моторчика моторное или трансмиссионное масло, сохраняющее текучесть и смазывающие свойства в диапазоне от минус 40 до плюс 90 градусов. Пластичные смазки здесь не помогут.
От редакции. Музыкальные отопители автомобилей ВАЗ нам знакомы уже примерно 30 лет, что говорит о необычайной сложности данной проблемы. Конечно, совет капнуть масла на вкладыш переоценить трудно, вот только добраться туда в Жигулях, пожалуй, не легче, чем решить, наконец, проблему на уровне производства.
Салон моей Самары с высокой панелью могу назвать теплым только в летнее время. У соседа по гаражу ВАЗ-2110, новейший - а картина та же. Можно ли на деле, а не только в теории, улучшить отопление?
К сожалению, отопители этих машин тоже не без огрехов - при том, что исправно работающие системы отопления здесь более эффективны, чем у прежних Жигулей. Косвенно это подтверждает читатель А. Павлов из Нижневартовска, который в своем ВАЗ-21099 после незначительной доработки отопителя может ездить при минус 40°С в одной рубашке.
Все проблемы отопления переднеприводных машин системно делятся на две категории. Первая - холодный воздух проникает в салон, минуя горячий радиатор отопителя. Как правило, виноваты в этом неплотно прилегающие заслонки.
На Самаре прежде всего проверьте, что происходит с отопителем при переводе рукоятки управления подогревом воздуха в крайнее правое положение. Кран отопителя (находится в салоне справа под консолью) нужно полностью открыть - при этом его рычаг должен оказаться в крайнем левом положении. А заслонка управления отопителем (ее ось выступает из отопителя слева и короткой тягой связана с блоком управления) должна быть сдвинута до упора в заднее положение, чтобы не пропускать холодный воздух мимо радиатора. При необходимости отрегулируйте длину тяг.
У десяток первых выпусков, случалось, коробились пластмассовые заслонки. С марта 1999 года отопители этих автомобилей комплектуются алюминиевыми заслонками. Владельцам первых машин рекомендуем заменить пластмассовые заслонки алюминиевыми.
Вторая проблема - недостаточное количество тепла, отдаваемое самим радиатором.
На самарах это чаще всего объясняется воздушными пробками (пузырями): они собираются в почти вертикально расположенном радиаторе отопителя при перегреве двигателя, снижении уровня охлаждающей жидкости, а также при нарушениях правил ее замены. Но эта проблема может возникнуть лишь у владельцев самар со старым отопителем (2108-8101010). С августа 1998 года на конвейер и в запчасти поставляется только модернизированный отопитель 2108-8101010-01, лишенный этого дефекта, так как его радиатор расположен почти горизонтально. Кроме того, его канал в ноги выведен из зоны консоли высокой панели 21083, которая ограничивала подачу горячего воздуха к ногам из старого отопителя.
А как быть владельцам самар, выпущенных до августа 1998 года? Для устранения воздушных пробок нужно заехать передними колесами на эстакаду, бугор, и т. п., чтобы передок машины поднялся как можно выше задней оси и радиатор отопителя принял при этом почти горизонтальное положение. Теперь при полностью открытом кране отопителя погоняйте двигатель несколько минут на оборотах около трех-четырех тысяч. Воздух из радиатора перейдет в рубашку двигателя, а оттуда в расширительный бачок.
Следующий момент - мала температура двигателя из-за неправильно работающего термостата. Его следует проверить и при необходимости заменить исправным.
Наконец, недостаточная теплоотдача радиатора связана с отсутствием в нем турбулизаторов - спиральных направляющих, которые закручивают жидкость в трубках для более полной теплоотдачи. Убедиться в их наличии (отсутствии) можно, определив объем жидкости, заполнившей снятый с машины радиатор. В радиатор с турбулизаторами входит не более 200 смз жидкости. Изготавливать их самостоятельно не советуем, лучше купите новый радиатор. Как его выбирать, вы теперь уже знаете.
Кроме всего прочего, у десяток встречаются перебои с электроникой, управляющей заслонками. Сегодня для десятого семейства уже разработан модернизированный отопитель. Кроме того, создается альтернативный вариант полностью ручного управления системой отопления ВАЗ-2110.
Похожие статьи