Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автоновости Комплекс «ЭРА ГЛОНАСС» будет установлен на все автомобили в России

Комплекс «ЭРА ГЛОНАСС» будет установлен на все автомобили в России

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Комплекс «ЭРА ГЛОНАСС» будет установлен на все автомобили в России

В августе текущего года премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу использования системы ГЛОНАСС в целях социально-экономического развития регионов РФ и заботы о безопасности дорожного движения предложил уже с 2012 года во все автомобили отечественного производства встраивать комплекс «ЭРА ГЛОНАСС».

Напомним, что «ЭРА ГЛОНАСС» - это система экстренного реагирования на аварии, работающая на базе российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

Комплекс имеет своей целью обеспечение автоматического оповещения служб экстренного реагирования о ДТП.

Сразу после заявления Владимира Путина в СМИ появилась информация о близкой перспективе введения 25-процентной пошлины на ввоз оборудования с GPS-навигаторами. При этом, импорт навигаторов, использующих ГЛОНАСС, сохраняет свое «беспошлинное право».

О реализации этого намерения с 1 января 2011 года сообщил вице-премьер Сергей Иванов.

Одновременно с декларированием этих планов вице-премьер опроверг слова Путина об обязательном встраивании во все отечественные автомобили комплекса «ЭРА ГЛОНАСС», сказанные, видимо, несколько преждевременно. Сергей Иванов «объяснил», что обязательная установка системы «ЭРА ГЛОНАСС» касается только автомобилей государственных структур.
«Мы не можем обязать индивидуумов устанавливать приемники ГЛОНАСС, речь шла исключительно об оборудовании государственного транспорта», - сказал он.

Кроме внедрения системы «ЭРА ГЛОНАСС», заключен целый ряд соглашений с отдельными городами и субъектами РФ о создании единого навигационно-информационного пространства регионов (создание цифровых карт местности, их интеграция в единое картографическое пространство РФ, развертывание на территории регионов систем экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС»)

Такие соглашения подписаны с Республиками Кабардино-Балкария, Алтай, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия-Алания, г. Барнаулом, Астраханской, Архангельской, Омской, Московской, Новгородской, Саратовской, Смоленской, Нижегородской, Рязанской, Волгоградской, Ивановской областями, Хабаровским краем и г. Хабаровск.

Также на базе ГЛОНАСС ОАО «НИС», своеобразный посредник между государством и частными структурами, уже функционирующими на информационно-навигационном рынке, разрабатывает и другие программы: «ИТС – Москва» (интеллектуальная транспортная система г. Москвы); навигационно - информационные системы в составе Логистическо - транспортного центра Олимпийских игр – ', навигационно-информационное обеспечение Олимпиады; «Почта России» - создание автоматизированной системы мониторинга транспортных средств; создание навигационно-информационной системы мониторинга перевозок нефти и нефтепродуктов; серийное оснащение автомобилей аппаратурой ГЛОНАСС (АвтоВАЗ с 2010 г.); внедрение систем управления мобильными нарядами МВД России, Геоинформатика (создание и продвижение геоинформационных услуг).

Эти и другие инициативы, продвигающиеся на государственном уровне, обоснованы тем обстоятельством, что ГЛОНАСС в РФ не имеет шансов вытеснить уже существующие в России устройства, работающие на основе спутниковой навигационной системы GPS.

«Даже оснащение нескольких сот тысяч единиц государственного и муниципального транспорта комплексами, работающими на базе ГЛОНАСС, не решает задачи создания массового рынка, при условии существования которого возможно удешевление чипсетов ГЛОНАСС. Только тогда возможно быстрое развитие системы и выход на мировые рынки» - объяснил генеральный директор ОАО «НИС» Александр Гурко.

Ясно, что «оговорка» Владимира Путина об оснащении всех отечественных транспортных средств системой «ЭРА ГЛОНАСС» не была оговоркой. Скорее, это можно назвать преждевременным раскрытием планов.

Планы находятся в фазе активного продвижения, показателем чего являются как законодательные подготовки, так и внедрение системы на площадке автомобилей госструктур и подписание соглашений с регионами на более масштабное применение возможностей системы.

О том, что российских автопроизводителей могут обязать оснащать выпускаемые автомобили системой ГЛОНАСС заявил вице-премьер Сергей Иванов буквально вчера (27 октября 2010 г.) Он пояснил, что речь идет об оборудовании экстренного реагирования на аварии на дорогах.

Нам удалось поговорить с представителем одной из коммерческих структур, непосредственно занятых в этой рыночной нише и узнать на какой стадии находится реализация глобальных по масштабу планов государства и как реагируют на эти действия фирмы, на данный момент занимающиеся предоставлением навигационных услуг водителям.

-Здравствуйте.

- Добрый вечер.

- Что Вы можете сказать о том пункте техрегламента, который касается обязательного оснащения системой спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортных средств перевозящих опасные грузы, а также автобусы, используемые для коммерческой перевозки пассажиров?
Этот пункт особо не выделяется в СМИ, а значит, неизвестен широкой общественности.

- Суть этого пункта техрегламента, который на данный момент уже вступил в силу, подготавливает к тому, что с 2013 года все транспортные средства, вводимые в эксплуатацию на территории РФ должны быть в обязательном порядке оборудованы системой мониторинга ЭРА ГЛОНАСС.

В самом техрегламенте пока не прописано и не определено то, каким образом это все должно выглядеть. Но определено, что это будет проект ЭРА ГЛОНАСС.

- Во вступившем техрегламенте есть конкретное указание на 2013 год, как рубеж, на котором все уже должно работать?

- Нет, во вступившем документе такого указания нет, но есть проект поправок в техрегламент (постановление Правительства РФ «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»), где четко говорится «постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и распространяется на выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации транспортные средства начиная с 2013 года выпуска (изготовления) включительно».

- Обсуждаемый нами пункт (об обязательном оснащения системой спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортных средств перевозящих опасные грузы, а также автобусы, используемые для коммерческой перевозки пассажиров), приписанный в техрегламенте проявляет уже свое фактическое действие? То есть отмеченные автомобили уже месяц как должны быть оснащены навигационной системой ГЛОНАСС?

- При прохождении планового государственного техосмотра указанные ТС должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Ведь именно техрегламент определяет требования, которым должно соответствовать то или иное ТС. Сейчас фактически без данной системы невозможно получить талон ГТО для указанных ТС.

- Как думаете, как фактически обстоят дела? Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, а также автобусы, используемые для коммерческой перевозки пассажиров уже к 23 сентября текущего года были заботливыми стараниями владельцев оборудованы этой системой?

- Нет, сейчас они находятся в процессе оснащения. Они должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС к моменту прохождения планового государственного техосмотра. Зачастую складывается так, что при прохождении техосмотра просят предъявить договор с какой-либо компанией, занимающейся мониторингом. То есть доказать, что на данном ТС установлена система мониторинга ГЛОНАСС. Но поскольку сейчас рынок находится в состоянии, когда мониторинг транспортных средств обеспечивают коммерческие организации и есть возможность организации самостоятельного мониторинга, то есть самостоятельно установить на автомобиль необходимое оборудование, поставить у себя сервер и использовать именно ГЛОНАСС-спутники, то как такового договора на руках владельца ТС может не быть, хотя фактически прибор будет остановлен.

-Расскажите на дилетантском уровне, как именно данная система работает.

- Есть абонентский терминал, то есть это небольшой прибор, устанавливаемый в ТС, который имеет GPS- и GSM-антенны, в прибор устанавливается SIMкарта, прибор отслеживает свое местоположение и передает через SIM-карту по GPRS на какой-то сервер информацию о своем местоположении. Сервер может принадлежать как какой-либо мониторинговой компании, так и свой собственный.

-Значительная часть автомобилистов организуют самостоятельное обслуживание навигационной системы своих ТС?

- Нет, потому что никто не хочет в этом разбираться. Людям проще получать законченную услугу, услугу «под ключ», чтобы они лишь вносили ежемесячную абонентскую плату и получали услугу целиком: от начала до конца.

- Есть ли документы, дополняющие это пункт техрегламента?

- По идее должны быть разъяснения к техническому регламенту, где детально расписано, каким образом все это должно осуществляться, но как таковые я разъяснения еще не видел.

-Каковы причины внедрения этой системы в российском абсолютном масштабе?

- В России все как обычно: благими намерениями устлана дорога в ад. Изначально система планируется как ЭРА ГЛОНАСС, то есть система экстренного реагирования на аварии: если в пути следования транспортного средства с ним происходит какое-либо ДТП, без участия водителя прибор должен автоматически пересылать сообщение в диспетчерский центр о том, что с ним произошло ДТП, либо другая внештатная ситуация. Но если смотреть глубже в эту идею, учитывая, что к 2013 году планируется установка подобной системы на всех ТС, вводимых в эксплуатацию на территории РФ, мы приходим к тотальному контролю. Каждое ТС, находящееся под открытым небом в пределах присутствия GSM-сети можно будет отследить в случае необходимости в любой необходимый момент времени.

- В СМИ отслеживается только первая часть, то есть система экстренного реагирования в случае аварийной ситуации.

- Конечно, вторая часть, естественно, будет непопулярна среди водителей. Кому приятен тот факт, что за тобой возможна постоянная слежка. Тем более в последующем планируется фиксация данной системой нарушений ПДД. Поскольку ТС будет всегда передавать свое местоположение и свою скорость, то всегда нарушение скоростных режимов можно зафиксировать и, привязав его к конкретному местоположению, понять, нарушал ли в данный момент времени и на данном участке пути водитель скоростной предел. Это минимальная возможность, обеспечиваемая системой.

- Система экстренного реагирования, отслеживание нарушения ПДД все же могут раскрываться, так как в конечном счете рассчитаны на благо. Какие еще возможности будут в перспективы раскрываться?

- Вообще, дальнейшие возможности использования данных терминалов, которые будут устанавливаться в ЭРА ГЛОНАСС в качестве мониторинговых блоков, то есть предоставлять услугу по мониторингу ТС, чем сейчас занимаются частные компании. ЭРА ГЛОНАСС, возможно, будет предоставлять уже на своих правах, используя свои собственные терминалы данную услугу, то есть фактически это означает монополизацию рынка. Официально этого, правда, не будет, поскольку сама компания не из ГЛОНАСС, и напрямую проект ЭРА ГЛОНАСС предоставлять услугу не будет. Предоставлять ее будут субпровайдеры.

- Как к этому относятся коммерческие предприятия, которые сейчас занимают данную часть рынка?

- Сейчас коммерческие предприятия, которые более или менее в курсе данной ситуации и тенденции на рынке, пытаются понять, насколько сейчас возможно стать авторизованным установщиком данной системы и соответственно получить статус субпровайдера.

- На каком этапе на текущий момент находится реализация этой идеи? Расскажите о перспективах развития.

- На данный момент идет написание технического задания на производство терминалов. Уже есть несколько проектов ТЗ. 2011 год – непосредственное тестирование самих абонентских терминалов, 2012 год – это тестирование всей системы целиком и создание диспетчерских центров на территории России, 2013 год – запуск проекта целиком.

- А подготовка всех необходимых нормативных положений?

- Нормативные документы скорее всего будут готовиться в 2012 году.

- Распространение будет происходить только на территории РФ или Россия будет продвигать эту систему и в зарубежье, хотя бы ближнее?

- Эта инициатива коснется всех ТС, вводимых в эксплуатацию на территории РФ, то есть если ТС ввезено на территорию России и собирается на территории РФ эксплуатироваться, то оно должно быть оснащено данной системой. Машины, ввозимые из-за рубежа при растоможке получают транзитные номера. Для того, чтобы получить уже официальные регистрационные номерные знаки, ТС должно быть оборудовано навигационной системой ЭРА ГЛОНАСС.

- Грубо говоря, если Китай хочет экспортировать в нашу страну автомобили, то они должны устанавливать систему ЭРА ГЛОНАСС на экспортируемые в Россию автомобили?

- Именно так. Все ТС, которые будут эксплуатироваться территории России должны будут оснащаться терминалами ЭРА ГЛОНАСС, неважно где: авторизованные ли сервисы, дилерские ли центры, OEM(версии терминалов для заводов) ли версии на заводе

- Предполагается ли какое-либо взаимодействие с зарубежными навигационными системами?

- Изначально все это планируется. Во –первых, терминалы будут использовать GPS и ГЛОНАСС, то есть, в случае отсутствия ГЛОНАСС, сигнал будет определять свое местоположение по GPS, и насколько мне сейчас известно, данные модули должны полностью поддерживать европейские стандарты, то есть во многих автомобилях класса люкс, которые продаются в Европе похожая система уже присутствует и, в случае если происходит какая-то экстренная ситуация, естественно служба реагирования получает сигнал оповещения. Данные терминалы ЭРА ГЛОНАСС должны быть полностью совместимы с европейской навигационной системой. Если транспортное средство выезжает за территорию РФ, а конкретно, допустим, в Европу, то она автоматически будет поддерживаться европейскими операторами.

Но официально в настоящее время идет подготовка к реализации проектов внедрения технологий ГЛОНАСС, систем предоставления услуг на их основе в странах СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. Максимальный приоритет отдан проектам в странах СНГ (Украина, Белоруссия), Индии и Бразилии.

- Сейчас система ГЛОНАСС в России не пользуется особой популярностью, на каком основании будет внедряться система?

- Она непопулярна в России из-за плохого качества работы, из-за банального отсутствия нужного количества спутников и плохой зоны покрытия. Сейчас проблемы, действительно, есть. На сегодняшний день количество спутников ГЛОНАСС, находящихся на орбите, равно 19. Насколько мне известно, зоны покрытия даже центральной части России все еще недостаточно.

- Но, как я понимаю, развитие в этом направлении будет идти параллельно с техническим, нормативным обеспечением?

- Да, конечно, запуски новых спутников на орбиту должны и будут происходить.

- Как будет происходить техническое обеспечение этого проекта?

- После подписания официального техзадания на разработку производства данных терминалов, оно будет разослано производителям данных устройств в России. Возможно, не только в России, но и за рубежом. Затем эти блоки будут сертифицированы и будет выбрано определенное количество компаний- производителей данных навигационных блоков, и они поступят в продажу. Будут продаваться и в дилерских центрах, и, в принципе, можно будет купить в любом центре, специализирующемся на подобных товарах. Но установку в любом случае должен осуществлять какой-то сервис-центр, подписанный на установку данных терминалов.

- То есть государство собирается держать под своим чутким контролем всю эту систему?

- Да, конечно. Все элементы системы обязательно должны быть сертифицированы, и блоки, производимые какой-либо компанией. Сертифицированы они должны быть именно системой ЭРА.

-Выскажете свое личное отношение к этой инициативе.

- Лично мое отношение?... Идет полная монополизация рынка услуг мониторинга и, условно говоря, первая серьезная попытка тотального контроля за транспортными средствами.

Известные большей части СМИ-сообщества факты разрозненные и часто противоречивые. Использую информацию, которую нам удалось получить, хотелось бы внести ясность в вопрос о конкретных действиях, совершение которых возложено на ОАО «НИС», фигурирующее как «эффективное государственно-частное партнерство, созданное для решения приоритетных задач инновационного развития страны и ее регионов».

В соответствии с Постановлением Правительства № 549, ОАО «НИС» будет совмещать функционал как оператора навигационно-информационных услуг, так и разработчика продуктов и системных решений мониторинга, а именно:

  • - Сервисное и информационное обслуживание технических и аппаратно-программных средств;
  • - Организация обучения персонала потребителей, использующих спутниковые навигационные технологии.
  • - Разработка и внедрение технических и аппаратно-программных средств систем мониторинга;
  • - Разработка по заказам потребителей унифицированных технических решений и программных продуктов в области использования спутниковой навигационной аппаратуры;
  • - Разработка и внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и предоставления информации со спутниковых навигационных систем для оперативных служб экстренного реагирования;
  • - Участие в системной интеграции научно-исследовательских и производственных ресурсов для создания продуктов и услуг с использованием ГЛОНАСС и их внедрение.

    Понятно, что в целях массового внедрения технологий ГЛОНАСС требуется совместно развитие основных сегментов навигационной деятельности. То есть в руки ОАО «НИС» попадает все: разработка оборудования на базе ГЛОНАСС (чипсетов ГЛОНАСС/GPS), работа по созданию и внедрению в использование навигационных карт, разработка крупных проектов в сфере навигации, развитие орбитальной группировки и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС.

    «ЭРА ГЛОНАСС» имеет в своих планах не только обеспечение экстренного оповещения спецслужб об авариях. В перспективе планируется переход от раздельного управления различными транспортными системами города к централизованному управлению транспортной сетью, включающей в себя все виды и типы городского транспорта. То есть эта система позволит автоматически управлять дорожным движением, фиксировать факты нарушения ПДД, оптимизировать маршруты движения ТС с учетом загруженности тех или иных участков дорог.

    Все положения и факты говорят ясно об одном: оснащение всех транспортных средств, вводимых в эксплуатацию на территории РФ, системой ГЛОНАСС – это не туманные возможности, а конкретный план действий, который активно реализуется.

    Екатерина Горбунова

     

  • Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.