Сломанная машина уже довольно долго стояла в гараже. Я периодически приставала к отцу: Ну когда же ты ее починишь? Он сначала отмахивался, а как-то раз честно признался: Не собираюсь я ее ремонтировать. Не нужна она мне. Хочешь – забирай. Починишь – будешь ездить. Ездить я не умела, поэтому очень обрадовалась. Было очевидно, что долго наш старый семейный железный конь не протянет, но, надеялась, этого времени хватило бы, чтобы я научилась ездить. У первой машины судьба одна, и понятно, какая.… Эту хотя бы не жалко будет.
Встали две задачи: первая - отремонтировать машину, вторая - научиться ездить и получить права. На финансовую помощь родителей-пенсионеров рассчитывать не приходилось. Я тогда являлась студенткой третьего курса дневного отделения, и лишнего времени на заработки не находилось. Была стипендия, хоть и повышенная из-за отличной учебы, но все равно небольшая, ставка лаборанта в НИИ и нерегулярный доход от общения с малышом в качестве няни. А еще было желание водить машину. Решено было делать все по порядку, сначала научиться ездить, а потом ремонтировать машину.
Автошколу выбрала, находящуюся в стенах родного ВУЗа. Во-первых, студентам, как водится, предоставляли скидку, а во-вторых, ходить далеко не нужно.
Занятия в любой автошколе складываются из двух частей - теоретической подготовки и вождения. После первой лекции по теории я решила, что больше ходить туда не буду, так как она сводилась к чтению вслух Правил дорожного движения, изредка перемежаемому вопросом: Все понятно? Правила читать я и сама умею.
Пришла только на занятие под названием Внутреннее техническое устройство автомобиля. Долго искала аудиторию, где оно должно было проходить, а когда вошла в дверь, удивилась – в помещении стояла половина настоящего трактора! Преподаватель начал занятие словами: Я вам все покажу на тракторе, потом объясню, чем легковая машина от него отличается. Не беспокойтесь, разница не очень большая.
Мы записывали в тетрадях особенности устройства трактора, а когда пришла очередь узнать про автомобиль, занятие закончилось. Ничего, там почти все то же самое, разберетесь, - успокоил нас лектор. Кстати, у нас уникальная автошкола, можете заодно научиться водить трактор, - совершенно серьезно добавил он.
Наконец нас познакомили с инструкторами по вождению. Мой инструктор оказался старой закалки, убежденный, что женщина за рулем – это зло, с которым нужно бороться. Не нужно мне машину водить, убеждал он, пусть мужчины водят. Увидев, что я не поддаюсь на убеждения, инструктор перестал обращать на меня внимание.
Он оказался очень занятым человеком. Постоянно опаздывал на утренние занятия, на дневные приходил с пластиковым стаканчиком растворимого кофе и пирожком, старался досрочно завершить вечерние. Он постоянно разговаривал по телефону, решая важные вопросы, и вообще был на удивление хорошо осведомлен о делах внутри ВУЗа. Постоянно с кем-то договаривался, встречался, отдавал бумаги, ездил за саженцами плодовых растений.… И все это во время занятий.
Над моими просьбами обратить внимание на меня посмеивался, а когда я попросила заменить мне инструктора, разозлился. Случилось это после того, как ему срочно понадобилось попасть в Сбербанк на Дмитровском шоссе, и он велел мне пустить его за руль, так как моего опыта было не достаточно, чтобы ехать по большой дороге.
Экзамен я, конечно, не сдала. Точнее, сдала теоретическую его часть, а вождение – нет. Позже договаривалась с другим, хорошим инструктором, и он сделал не совсем честную вещь, а именно натаскал меня на маршруты, на которых сдают экзамены, рассказывая о частых подвохах. Сдала я экзамен… вот уж сейчас даже и не вспомню, с какого раза, но водительское удостоверение все-таки получила. Экзаменационная комиссия меня узнавала, спрашивала, не надоело ли ходить пересдавать.
Позже подсчитала расходы – обучение и самостоятельная сдача обошлись мне примерно в два раза дороже, чем если бы я просто купила права, но я об этом ни разу не пожалела.
Радуясь свежеполученному водительскому удостоверению, я стала разбираться с починкой машины. Оказалось, за это нужно было выложить очень большую сумму… Большую настолько, что, если к ней добавить еще немного, можно купить другую машину. А покупка машины в то время в мои планы не входила. Одно дело ездить на старом семейном автомобиле, а другое дело - покупать новую, денег на которую не было.
Решила, заработаю денег к окончанию института, но там написание и защита дипломной работы, времени опять нет. Наконец высшее образование получено, найдена работа. Только оказалось, что в машине нет потребности – место моей работы расположено в одном из узких переулочков Арбата, куда проехать весьма затруднительно, на метро гораздо быстрее получается. С таким трудом полученное водительское удостоверение без дела осталось лежать в папке с остальными документами.
Благодаря этой истории я на собственном опыте убедилась в двух прописных истинах. Учиться водить машину нужно тогда, когда эта машина есть и на ней можно ездить. Выбирать нужно не автошколу, а инструктора, желательно по рекомендации знакомых. Мне автошкола вообще никакой пользы не принесла, но бывает, вероятно, по-разному.
А машина у меня обязательно будет. Когда-нибудь. Ведь не зря же я права получала?