Колесные средства
Десять произвольно выбранных «Ъ-Авто» менеджеров по продажам иномарок не смогли припомнить ни одного клиента, который бы во время первого визита в автосалон поинтересовался, во сколько ему обойдется содержание приглянувшегося автомобиля и сколько он будет стоить года через три, когда придет время его продавать. По этой причине у большинства покупателей первый визит на сервис оказывается огорчительным: «купил корейца, а содрали как за BMW». Первыми за оптимизацию послепродажных расходов клиентов взялись производители «отечественных иномарок».Мелкая сеть
Дилерские сети «отечественных иномарок» – Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Niva и Viva, Hyundai Accent и Sonata и моделей Kia, выпускаемых на «Автоторе», значительно шире, чем у импортируемых брэндов. Если у большинства импортеров конечная цель – охватить города-миллионники, то GM-АвтоВАЗ, Renault и Ford уже пошли в райцентры. У Renault, например, сейчас 67 дилеров, эта марка представлена во всех городах с численностью населения более 500 тыс. человек, кроме Хабаровска и Владивостока. Цель ближайшего будущего – охватить города с населением от 300 тыс. человек.
А СП GM-АвтоВАЗ уже «обрабатывает» поселки городского типа. «Первоначальной целью было открытие дилеров в крупных городах и богатых регионах, сейчас же в связи с большим количеством проданных автомобилей – более 100 тыс. штук – работа ведется с городами с населением менее 250 тыс. человек», – говорит пресс-секретарь СП Ирина Шемякина. У GM-АвтоВАЗ 106 дилеров в 66 городах России. Причем некоторые из них продают и обслуживают не только тольяттинские, но и корейские и даже американские Chevrolet: год назад ООО GM СНГ объявило о предстоящей унификации дилерской сети этого брэнда.
Таганрогский автозавод (ТагАЗ; выпускает Hyundai Accent, Sonata и грузовик Porter) тоже постепенно объединяет свою сеть с сетью импортера этой марки «Карнет-2000». Если раньше менеджеры Hyundai Motor не скрывали, что им все равно, как дешевая продукция ТагАЗа будет представлена на нашем рынке – главное обеспечить первоначальные продажи, то теперь к дилерам этого завода предъявляются те же требования, что и к продавцам импортных машин. Из 115 дилеров ТагАЗа пока только 23 прошли «кастинг» на право продавать и обслуживать все модели Hyundai. «Стать новым дилером ТагАЗа без соблюдения единых корпоративных стандартов Hyundai сейчас невозможно, – уверяет пресс-секретарь ТагАЗа Иван Карпузов. – Идет и процесс выбраковки из существующего списка тех, кто не собирается вкладываться в развитие и реорганизацию».
У ЗАО «Форд мотор компани» 104 представительства в 74 городах России, до конца года сеть планируется расширить до 120 дилеров. «Открывая дилерский центр в том или ином регионе, мы руководствуемся экономическими и демографическими показателями, а именно: население, удельный вес в общероссийских экономических показателях – валовый региональный продукт, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал, промышленная продукция, зарплата – по сравнению со средней по России, – рассказывает пресс-секретарь «Форд мотор компани» Екатерина Кулиненко. – Если мы назначаем второго, третьего дилера, то мы оцениваем долю рынка Ford в регионе по сравнению с нашей долей по России, а также качественные показатели работы существующего дилера – выполнение корпоративных стандартов, отсутствие очередей на сервис и т.д.»
Самая запутанная и неоднородная дилерская сеть у Kia. Сейчас у этой марки в России три импортера: «Лонтекс-МБ» (работает под брэндом «Киа Сандол»), «Автотор» и «Сокиа», причем последние два одновременно являются производителями разных моделей Kia. Самая разветвленная сеть у «Автотора» – 103 дилера в 80 регионах, около 30 – у «Лонтекса», 20 – у новичка рынка, компании «Сокиа». По настоянию Kia Motors дилеры компании киа моторс в москве не могут иметь соглашения одновременно с двумя или тремя импортерами, то есть в общей сложности у Kia в России самое большое число торгово-сервисных точек – больше 150. Правда, у автовладельцев от этого пока только одни проблемы: дистрибуторы Kia не поддерживают гарантию на автомобили, купленные у другого импортера. Это нонсенс для авторынка, поскольку все остальные официально проданные в России иномарки принимаются на гарантийное обслуживание у любого авторизованного дилера этого брэнда.
Пресс-секретарь «Автотора» Владимир Фошенко говорит, что в принципе завод не против того, чтобы поддерживать гарантию на все Kia, если Kia Motors будет вовремя рассчитываться за гарантийные ремонты. Сейчас, заявили «Ъ-Авто» на «Автоторе», задержки оплаты достигают полугода. «Лонтекс-МБ» тоже не имеет ничего против «чужих» машин, но для этого, полагает глава компании Максим Варламов, компании «Сокиа», которая едва начала продавать ижевские Kia Spectra, надо сначала выстроить свою гарантийную систему. А в «Сокиа» сетуют на отсутствие единой информационной базы об официально проданных машинах. Впрочем, несколько дней назад «Сокиа» объявила о том, что в одностороннем порядке решила поддерживать гарантию на все автомобили Kia. Ее можно понять: дилерам-новичкам надо зарабатывать на сервисе, а собственных проданных машин пока слишком мало. А «Автотор» заверил, что перебоев с поставками запчастей к снятым с производства в Калининграде автомобилям не будет – соглашение с Kia Motors будет действовать еще как минимум пять лет.
Цена владения
Как показал анализ «Ъ-Авто», легче всего заранее подсчитать расходы на содержание Ford и Renault. У этих компаний действуют единые расценки на ТО (включая стоимость работы и расходных материалов) и на запчасти, а у Ford – еще и на целый ряд негарантийных работ. Все цены и перечень работ и запчастей приведены на сайтах компаний.
Среди остальных производителей иномарок только ТагАЗ установил единую цену нормочаса обязательных работ – $20. Расценки на расходные материалы устанавливают сами дилеры. «Автотор», «Иж-Авто» и GM-АвтоВАЗ не контролируют расценки на ТО и запчасти, считая, что ценообразование зависит от региона и возможностей дилеров.
Формула подсчета стоимости владения автомобилем относительно проста. Сначала надо определиться с тем, сколько автомобиль будет ездить. По данным «Форд мотор компани», годовой пробег автомобиля в России составляет в среднем 27 тыс. км. Исходя из пробега можно прикинуть расходы на бензин и стоимость текущего обслуживания. При подсчете стоимости ТО надо выяснить не только межсервисный пробег, но и километраж, при котором придется впервые приехать на сервис. Особенно это актуально для владельцев Kia – у всех импортеров разные условия гарантии и межсервисный интервал: у «Автотора» – пять лет или 120 тыс. км пробега (интервал между ТО – 10 тыс. км), у «Киа Сандол» – пять лет или 150 тыс. (10 тыс. км), у «Сокиа» – три года или 100 тыс. км пробега (15 тыс. км). «Мы сознательно не идем на уловки, когда под предлогом адаптации к российским условиям на гарантию налагаются серьезные ограничения, – уверяет пресс-секретарь Сокиа Павел Лешаков. – Межсервисный пробег для импортируемых машин определен в 15 тыс. км, а первое ТО клиент будет проходить не через 1 тыс. км, а только через 15 тыс. км. Сейчас рассматривается вопрос о распространении такой гарантии и на Kia Spectra. Если она будет принята, то только в первый год стоимость владения для клиента сократится почти вдвое, поскольку ему придется оплачивать два ТО вместо четырех при пробеге 30 тыс. км».
В ЗАО «Форд мотор компани» уверены, что снижение стоимости владения автомобилем в ближайшие годы станет самым важным инструментом конкурентной борьбы автопроизводителей. «Наши расчеты показывают, что содержание Ford Focus II обойдется клиентам на 8-9% дешевле, чем Focus I, благодаря тому, что ряд компонентов теперь не требует замены», – объясняет Екатерина Кулиненко. Кроме того, за дополнительную плату Ford предоставляет продленную заводскую гарантию – четыре года или 125 тыс. км. Некоторые дилеры тоже завлекают клиентов бесплатной собственной гарантией – например, по Hyundai Accent и Sonata она продлевается до четырех лет (120 тыс. км).
В целом, по подсчетам специалистов ТагАЗа, стоимость владения Hyundai Accent в Москве за три года (90 тыс. км пробега) составляет $1985 (63 коп. за 1 км) плюс расходы на бензин $3030, Hyundai Sonata – $2135 за ТО (68 коп. за 1 км) плюс бензин $4530. Основной конкурент Accent – Renault Logan, как уверяют в СП «Автофрамос», обойдется дешевле: за 100 тыс. км пробега его владелец потратит в среднем 25 коп. на 1 км в провинции и 30 коп. за 1 км в крупных городах. Совокупная стоимость владения Ford Focus приведена в таблице.
«Надо мягче относиться к советам дилера приехать на ТО не через 20 тыс. км, как это написано в сервисной книжке, а через 10 тыс. км, раньше сменить масло, поменять колодки или свечи,– советует вице-президент Форд мотор компани Сергей Богданов. – Не стоит забывать, что дилеры – это в первую очередь коммерсанты, и от дополнительных денег никто из них не откажется. Но это никоим образом не скажется на выполнении компанией Ford своих гарантийных обязательств: если в сервисной книжке написано, что ТО надо делать через 20 тыс. км, то чаще его делать, конечно, не вредно, но практического смысла в этом нет».
Условия обслуживания отечественных иномарок
|
Стоимость обслуживания Ford Focus II 1,4/1,6 л
Вид работ |
Цена |
Количество на |
Цена |
Техобслуживание |
50 |
6 |
300 |
Замена воздушного фильтра |
22 |
6 |
132 |
Замена экологического фильтра салона |
31 |
6 |
186 |
Замена свечей зажигания |
21 |
6 |
126 |
Замена передних тормозных колодок |
78 |
4 |
312 |
Замена задних тормозных колодок |
137 |
1 |
137 |
Замена передних тормозных дисков |
93 |
2 |
186 |
Замена жидкости тормозной системы |
32 |
2 |
64 |
Замена жидкости системы охлаждения |
30 |
1 |
30 |
Итого |
1473 |