Одной из наиболее частых причин вынужденного общения автомобилиста с сотрудником ГИБДД является предъявляемое нарушение скорости. В таких случаях проблема защиты прав автолюбителя связана прежде всего с отсутствием у водителя достаточной полной правовой и технической информации и неумением ею пользоваться.
Основные затруднения водителей связаны с необходимостью доказывать работникам ГИБДД отсутствия факта нарушения скорости движения автомобиля. В руках сотрудника ГИБДД находится весомое, но, заметим, не абсолютное доказательство - табло радара. Даже если зафиксированная на приборе скорость превышает установленную, это еще не означает, что неизбежно придется платить штраф, поскольку показания прибора могут быть искажены множеством факторов (наличием других машин, погодой, изменением напряжения аккумулятора). Кроме того, могут быть не соблюдены технические рекомендации по использованию данного типа радара. Очень важно, чтобы каждый водитель имел минимальные познания об особенностях работы радаров, используемых сотрудниками ГИБДД. Обладая этими знаниями он сможет остоять свою правоту и сохранить деньги.
Все типы используемых радаров хороши, но есть один маленький нюанс. Почти ни один радар не показывает, чью именно скорость он зафиксировал!
Рабочие характеристики некоторых типов радаров
Барьер 2 | Искра 1 | ЛИДС 2 | Луч 2 | Сова 2 | Сокол | |
Обнаружение антирадаром | есть | нет | есть | нет | нет | нет |
Погрешность скорости | 3 км/ч | 2 км/ч | 2 км/ч | 2 км/ч | 4.5 км/ч | 1 км/ч |
Определение госзнаков ТС | нет | нет | нет | нет | есть | нет |
Диапазон скоростей | 20-199 км/ч | 30-180 км/ч | 0-200 км/ч | 20-199 км/ч | 20-150 км/ч | 20-250 км/ч |
Дальность действия | 300 м | 300 м | 400 м | 350 м | 1000 м | 350 м |
Как противостоять ложным обвинениям в превышении скорости? Рассмотрим стандартную ситуацию, знакомую по собственному опыту любому водителю. Вечер, сумерки, Вы спешите домой. Вдруг замечаете, как инспектор, отделившись от патрульной машины, размахивая полосатым жезлом, радостно бежит Вам навстречу.
Перестраиваетесь в правый ряд, прижимаетесь к тротуару и ждете неприятной встречи. Далее все банально. Инспектор ГИБДД убедительно пытается доказать Вам, что Вы превысили скорость, и, предложив посмотреть на радар (как правило, это Барьер-2М), на котором, допустим, высвечена цифра 90, приглашает проследовать в патрульный автомобиль для составления протокола. Как же вести себя в такой ситуации?
Если Вы абсолютно уверены в собственной правоте и точно знаете, что разрешенной на данном участке дороги скорости не превышали, а спидометр лишний раз Вашу уверенность подкрепляет, смело и сразу заявляйте : Товарищ инспектор, даже не пытайтесь мне приписать чужую скорость!.
Как правило, это не помогает, и гаишник от Вас так просто не отстанет. Поэтому со словами товарищ инспектор, а где подтверждение тому, что зафиксированная Вашим радаром скорость была именно моей? смело требуйте показать данные таймера на радаре.
Возьмем, к примеру, показания радара: 1 мин 20 с. Объясняем инспектору, что если 20-30 с он шел к машине, то минуту назад при скорости 90 км/ч Вы находились бы минимум за полтора километра от него самого, от его радара и патрульной машины. На таком расстоянии радар не в состоянии измерить скорость машины! Ведь, обычно дальность радара (Барьер-2М) составляет всего 300 метров.
Нелишним будет спросить, какую скорость показал радар предыдущему остановленному водителю. Наверняка она тоже окажется 90 км/ч. После всех вышеуказанных аргументов сотрудники ГИБДД, как правило, отпускают водителей на все четыре стороны. Но в том случае, если инспектор все-таки решил составлять протокол, смело описывайте свое видение ситуации и то же самое повторяйте в группе разбора.
Панацеи против умышленного обвинения в превышении скорости, к сожалению, не существует, однако совершенно ясно, что в случае Вашего несогласия с вменяемым Вам в вину правонарушением сотрудники ГИБДД будут вынуждены доказывать, что показания скорости на радаре принадлежат именно Вашей машине. И даже если дело дойдет до суда, то вряд ли суд будет рассматривать показания радара, как доказательство вины: по радару нельзя установить конкретную машины, да и хранит показания он не более 10 минут.
При общении с инспектором помните также о статье 1.5 КоАП РФ Презумпция невиновности. Вашу презумпцию невиновности можно опровергнуть только в установленном законом порядке. Вы не обязаны доказывать свою невиновность, а, наоборот, инспектор ГИБДД должен доказать Вашу вину. Все неустранимые сомнения в виновности, толкуются в Вашу пользу. Всегда основывайтесь лишь на весомых доказательствах и будьте уверены в себе.