Немецкие эксперты обратили внимание на ДТП с участием коммерческих машин. ADAC смоделировал аварию, в которой тяжелый фургон насмерть протаранит маленький «Опель Астра».
Влиятельная европейская организация – немецкий автомобильный клуб ADAC – провела серию необычных краш-тестов. В них легковые автомобили сталкивались не со сминаемым барьером или друг с другом, как обычно, а с тяжелым развозным фургоном с заведомо превосходящей массой.
Поводом для таких испытаний стал рост числа серьезных аварий с участием фургонов и микроавтобусов. Ежегодно полиция ФРГ регистрирует более 15 тыс. таких ДТП. Многие из них происходят потому, что водители фургонов, резко маневрируя в плотном городском трафике, попадают в неуправляемый занос, теряют управление и таранят легковушки.
Причина этих частых заносов фургонов в том, что их центр тяжести расположен довольно высоко – машина более подвержена раскачиванию.
Соответственно, ею труднее управлять. По мнению экспертов ADAC, решение проблемы в том, чтобы оснастить легкие коммерческие автомобили в штатной комплектации системами курсовой устойчивости и экстренного торможения.
При проведении краш-теста немецкие специалисты смоделировали типичную ситуацию городской пробки. По «легенде», два легковых автомобиля – уже не новые хетчбэки «Опель-Астра» и «Форд-Фиеста» – стоят друг за другом. В «Опель», стоящий последним, на скорости 60 км/ч сзади въезжает фургон, аналог нашей «Газели». Наличие груза в фургоне спровоцировало дополнительную опасность: незакрепленные ящики, скользя по днищу в момент заноса, переместили центр тяжести автомобиля, отчего он стал еще более неуправляемым. От сильного удара сзади «Опель» по инерции таранит «Форд».
После этого эксперты автоклуба оценивают степень повреждений, нанесенных манекенам внутри всех трех машин. Наибольший ущерб причинен пассажирам «Опеля», зажатого между двух машин. В нем «погибают» все манекены. У фургона деформируется передняя часть, существует опасность возгорания, но его водитель «жив». Травмами средней тяжести «отделались» манекены во впередистоящем «Форде».
Краш-тест с участием фургона показывает, что в подобном ДТП гораздо опаснее находиться в легковой машине.
В фургоне у водителя и пассажиров вероятность выжить гораздо больше: рулевая колонка с выстреливающей при столкновении подушкой безопасности, расположенная под более удачным углом, чем у легковой машины, эффективно перехватывает голову и грудь водителя. Вместе с тем хуже, чем в легковой машине, защищены ноги водителя фургона, которые при аварии ломает педальный узел. Однако травмы ног – не смертельны, отмечают в ADAC.
Для пассажиров же легкового автомобиля результаты столкновения оборачиваются трагедией. Если фургон деформируется лишь спереди, то у маленькой «Астры» при столь сильном ударе рвутся сварные швы и швеллеры крыши. Водительское сиденье буквально скручивается, его срывает с креплений, а спинка уходит вперед, сдавливая собой водителя.
Уже одно это причиняет манекену «травмы, не совместимые с жизнью», но смертельный удар наносит крепление подголовника, которое в довершение всего ломает водителю шею.
У задних пассажиров «Опеля» шансов выжить не больше – крайне высок риск перелома позвоночника. Также на их головы приходится сильнейший удар задними стойками и крышей. Даже если кому-то из пассажиров «Опеля» удастся в такой аварии выжить, то ноги и грудная клетка неизбежно будут сломаны.
http://www.gazeta.ru/auto/2007/09/24_a_2187825.shtml