Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автомобильные статьи Ремонт Ваз УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ

УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ

(0 голоса, среднее 0 из 5)

 

 УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ

Момент зажигания топливовоздушной смеси в камере сгорания — это момент образования искры между электродами свечи. Установка момен­та зажигания — это возможность воспламенения смеси при определен­ном положении поршня относительно ВМТ.

Так как ориентироваться проще по коленчатому валу (шкиву, маховику), то зажигание до ВМТ (опережение), в ВМТ и за ВМТ (запаздывание) при-

Рис. 39. Характеристики автоматических регулято­ров момента зажигания:

Фкв — угол изменения момента зажигания, угл. град, по коленчатому валу; пкв — частота вращения коленчатого вала двигателя; Р — давление во впускном трубопроводе; А — характеристика центробежного регулятора; Б — харак­теристика вакуумного регулятора при опережении зажига­ния; В — характеристика вакуумного регулятора при запаз­дывании зажигания. На автомобиле добавляют начальный угол опережения зажигания. При проверке на стенде вели­чины фкв и пке уменьшить наполовину

Рис. 40. Моменты зажигания: а — до ВМТ; б — в ВМТ; в — за ВМТ;+ — опережение за­жигания; — — запаздывание зажигания

нято оценивать в угловых градусах по коленчатому валу со знаком + или — (рис. 40).

Шкала может быть в люке карте­ра сцепления или на шкиве (рис. 40). В первом случае риска (метка ВМТ в соответствующих цилиндрах) — на маховике, а во втором — штифт в крышке механизма газораспределе­ния (шкала на шкиве). В связи с ме­ньшим диаметром шкива по сравне­нию с маховиком шкала может охва­тывать весь диапазон изменения угла момента зажигания.

На каком бы автомобиле не устанавливалось зажигание, начи­нать необходимо с проверки трех соответствий. В момент зажига­ния должны находиться относи­тельно друг друга в соответствую­щем (определенном) положении: коленчатый, распределительный валы и валик распределителя.

Главным ориентиром (почти всегда) является ВМТ в первом цилиндре. На 4-тактном двигате­ле рабочий цикл осуществляется за два оборота коленчатого вала или за четыре хода поршня (такт — пол оборота, один ход поршня), поэтому поршень первого цилин­дра в ВМТ за цикл будет два раза. Один раз между тактами выпуска и впуска, другой — между такта­ми сжатия и расширения (рабо­чий ход). Именно последняя ВМТ нас и интересует. Для взаимной ориентировки коленчатого и ра­спределительного валов исполь­зуются различные метки: высту­пы, штифты, запрессованные ша­рики, риски, канавки, лунки и т.д.

Положение валика распредели­теля контролируется по располо­жению наружного контакта ротора относительно бокового электрода также первого цилиндра.

Рассмотрим три соответствия на примере автомобилей ВАЗ-2101 — 2107 с любой системой зажигания

Рис. 41. Расположение меток для установки зажигания: 1 — метка опережения зажигания на 10°; 2 — метка опере­жения зажигания на 5°, 3 — метка опережения зажигания на 0°, 4 — метка ВМТ поршней первого и четвертого цилин­дров на шкиве коленчатого вала

(КСЗ, БТСЗ). Обратим внимание на метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода распределитель­ного вала (рис. 41).

Метка 4 (выступ, прилив) на шкиве используется тогда, когда есть доступ к передней части дви­гателя (снят радиатор или двига­тель). При установке момента за­жигания в обычных условиях ис­пользуется метка 4 (пропил) на ре­бре шкива со стороны двигателя.

Совмещение меток 4 и 3 (рис. 41) говорит только о том, что поршни первого и четвертого цилиндров находится в ВМТ. В каком цилиндре конец такта сжатия, можно узнать, посмотрев на наружный контакт ро­тора, предварительно сняв крышку распределителя.

Если распределитель снят, поступаем следующим образом. Заткнув бумажной пробкой отверстие свечи первого цилиндра, вручную провора­чиваем коленчатый вал. Момент вылета пробки говорит о ВМТ поршня первого цилиндра в конце такта сжатия.

В случаях, когда проводится регламентное обслуживание двигателя с регулировкой клапанов, поступают иначе. При снятой крышке головки блока совпадение нижних меток 4 и 3 (рис. 41) и верхних 1 и 2 (рис. 42) говорит о том, что конец такта сжатия — в четвертом цилиндре.

При снятой крышке головки наличие трех соответствий на Жигулях лучше всего проверить по ВМТ четвертого цилиндра. Обычно пишут, если совпадают верхние метки (рис. 42), должны совпадать и нижние метки 4 и 3 (рис. 41). В действительности, даже на новых автомобилях, тако­го совпадения не бывает. При сов­мещении верхних меток метка на шкиве коленчатого вала уходит вниз, по ходу вращения коленчато­го вала от длинной метки 3 по на­ружному диаметру шкива до 10 мм.

По мере вытягивания цепи (ремня) метки расходятся еще больше. Несовпадение меток яв­ляется своеобразной страховкой для случая, когда по каким-либо причинам нарушено соответствие положений коленчатого и распре­делительного валов. Известно, что при заклинивании двигателя

гнутся  выпускные  клапаны,  так как максимум их подъема ближе к

Рис. 42. Проверка совпадения установочных меток на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников: 1 — метка (лунка) на звездочке; 2 — метка (выступ) на кор­пусе подшипников

ВМТ поршня (для Жигулей — 111°, максимум подъема впускных клапа­нов до ВМТ — 250° по коленчатому валу).

Для валика распределителя рекомендуется: при загорании контрольной лампы при совмещении меток 2 и 4 (см. рис. 41) наружный контакт ротора должен находиться против контакта четвертого цилиндра в крышке распре­делителя (при установке зажигания по четвертому цилиндру). Но, как отмеча­лось выше, если между ротором и кулачком — жесткая связь, то между вали­ком распределителя и кулачком (соответственно и ротором) такой связи нет.

При работе центробежного регулятора кулачок с ротором будут дово-рачиваться по ходу валика распределителя (см. рис. 32). В связи с изло­женным у наружного контакта ротора обычно больше обгорает задний край, контакт ротора в момент появления импульса напряжения успевает пройти боковой контакт крышки. Поэтому лучше устанавливать распреде­литель так, чтобы контакт ротора оказался повернутым назад настоль­ко, чтобы боковой контакт был напротив передней части наружного кон­такта ротора (см. рис. 26).

Итак, три соответствия для Жигулей:

  совпадение верхних меток (см. рис. 42);

  метка шкива коленчатого вала за длинной меткой крышки (см. рис. 41);

  наружный контакт ротора расположен относительно бокового кон­такта четвертого цилиндра в крышке, как описано выше.

Если верхние метки совпадают, можно определить расхождение ни­жних меток (метка шкива и длинная метка на крышке).

При наружном диаметре шкива коленчатого вала равном 150 мм, 10° по меткам (рис. 41) дают примерно 13 мм по шкиву. При числе зубьев звездочки 19 поворот на 1 зуб соответствует 19° (360°:19=18,95°), на шки­ве это — 25 мм. Если метка шкива ушла вниз на 18,5 мм (от длинной мет­ки по шкиву), то перестановка цепи на 1 зуб поднимет ее до второй мет­ки (25 - 18,5=6,5 мм), что вполне приемлемо.

При перестановке цепи на звездочке необходимо учитывать, что при снятой звездочке распределительного вала ее уже не установить обрат­но. Необходим поворот коленчатого вала против часовой стрелки (против направления вращения) или поворот распределительного вала по часовой стрелке (по направлению вращения).

Проще вращать коленчатый вал (шестигранник храповика размер под ключ — 38 мм). Поворот производится на небольшой угол, лучше в нес­колько приемов с примеркой звездочки к распределительному валу. Вра­щать коленчатый вал как попало, да еще с усилием нельзя. Были случаи, когда гнулись клапаны. Для того, чтобы усилие поворота было минималь­ным, можно вывернуть свечи. Натягивать звездочку болтом на вал и штифт нельзя, ибо можно повредить штифтовое соединение.

При вращении распределительного вала также нельзя прикладывать усилие к штифту. Вал проворачивают за нормально установленную и зак­репленную звездочку (без цепи).

При проверке положения валика распределителя зажигания относитель­но коленчатого вала устанавливают коленчатый вал в положение, соответ­ствующее начальному углу опережения зажигания. Например, если началь­ный угол равен 5°, то метка 4 (см. рис. 41) должна быть против метки 2. При этом наружный контакт ротора должен располагаться у контакта первого или четвертого цилиндров крышки распределителя, как показано на рис. 41.

Непосредственно увидеть рас­положение контактов можно, вос­пользовавшись старой, срезанной соответствующим образом, крыш­кой распределителя. Иначе оценка положения контактов будет при­близительной.

Если явного соответствия нет, поступаем следующим образом. Отворачиваем гайку крепления ра­спределителя, вынимаем его из гнезда, вращением валика коррек­тируем положение ротора придер­живая его, вновь вставляем в гнез­до распределитель. При установке распределителя ориентируемся только на пружинные защелки крышки (удобство использования), если нет метки на блоке и шкалы на фланце распределителя. Прове­денная установка распределителя является предварительной, оконча­тельная установка будет проведена при проверке момента зажигания.

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 с системой зажигания БТСЗ (TSZ-h) метки, определяющие положение коленчатого вала (ВМТ в первом и четвертом цилиндрах), даны с двух сторон коленчатого вала (рис. 43). При совмещении метки (риски) на маховике со средним (длинным) де­лением шкалы поршни первого и четвертого цилиндров находятся в ВМТ. Метки (рис. 42) используют при установке зажигания, когда двигатель снят с автомобиля.

Метки, ориентирующие колен­чатый и распределительный валы, показаны на рис. 44 и 45. В связи с тем, что валик датчика-распреде­лителя соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении, заботиться о третьем соответствии нет необхо­димости. Однако нужно отметить, что были случаи, когда датчик-ра­спределитель устанавливали по­вернутым на 180°. В этом случае можно повредить двигатель.

Рис. 43. Метки для установки момента зажигания двигателя ВАЗ-2108:

а — на маховике и картере сцепления; б — на шкиве коленчатого вала и передней крышке зубчатого рем­ня. 1 — шкала в люке картера сцепления (одно деле­ние — Г); 2 — метка (риска) на маховике; 3 — мет­ка на передней крышке зубчатого ремня соответст­вует опережению зажигания на 5°; 4—метка опереже­ния зажигания на 0°; 5 — метка ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров на шкиве коленчатого вала

6.1. Предварительные работы

Рис. 44. Привод распределительного вала (метки): д _ выступ на задней крышке ремня; Б — метка на шкиве распределительного вала; В — метка на крышке масляного насоса; Г — метка на шкиве коленчатого вала; 1 — шкив ко­ленчатого вала; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — ролик натяжения ремня; 4 — задняя крышка ремня; 5 — шкив распределительного вала; 6 — ремень; 7 — эксцент­ричная ось ролика

Рис. 45. Проверка совпадения установочной метки

на  шкиве  распределительного  вала  и  задней

защищенной крышке ремня:

1 — выступ на задней крышке ремня; 2 — подключение

стробоскопа

Выше была описана предвари­тельная работа (проверка и уста­новка трех соответствий), осо­бенно целесообразная в случаях полного или частичного сбоя установки момента зажигания.

Далее рассмотрим обычное об­служивание автомобиля с нор­мально (без явных отклонений) ра­ботающим двигателем.

Все работы на автомобиле нуж­но начинать с тщательной очистки деталей и узлов от грязи, масла, пыли. При этом дело не только в предупреждении попадания грязи в узлы или в противопожарной бе­зопасности, но и в тщательном ос­мотре, который позволяет оценить состояние прокладок, качество сборки, подтекание бензина, мас­ла, наличие трещин и т.д.

После очиски двигателя пере­ходим непосредственно к электро­оборудованию. Очищаем распре­делитель, катушку зажигания, вы­соковольтные провода. Проверяем места соединений.

Проверяем и при необходимости регулируем натяжение цепи (рем­ня), зазоры между кулачками ра­спределительного вала и рычагами.

Осматриваем свечи зажига­ния, проверяем зазоры между электродами, в случае отклоне­ния от нормы подгибаем боковой электрод. Если свечи прошли 15 тыс. км — их можно заменить, тем более перед зимней эксплуа­тацией автомобиля и при числе цилиндров двигателя более четы­рех. В многоцилиндровых двига­телях (5—8) при движении по го­роду можно просто не заметить выход из строя одной—двух све­чей, а расход топлива может воз­расти существенно. Обратите вни­мание, особенно при затруднен-

ном пуске, на состояние клемм аккумуляторной батареи и контактов вы­ключателя зажигания.

После осмотра и соответственно зачистки или замены проверяем углы состояния контактов прерывателя. Угол разомкнутого состояния называ­ется также углом кулачка (зона, где действует кулачок).

Работу прерывателя контролируют по одному, двум или всем параме­трам (табл. 9): максимальный зазор в разомкнутом состоянии, угол разом­кнутого состояния (угол кулачка), угол замкнутого состояния.

Более приближенным является контроль щупом максимального зазо­ра. В случае образования бугорка на одном из контактов прерывателя, контроль зазора щупом становится еще более неточным.

Более точным является контроль углов на работающем двигателе. Этот контроль производится специальным электронным прибором или из­мерением среднего напряжения на контактах прерывателя.

Для автомобилей Жигули ранее рекомендовали контролировать все три параметра плюс сумму углов замкнутого и разомкнутого состояний. В настоящее время контролируют только угол замкнутого состояния и асин-хронность моментов размыкания контактов по цилиндрам. Если момент размыкания контактов 1 цилиндра принять за 0°, то по порядку работы ци­линдров (1-3-4-2) соответственно должно быть: 3 цилиндр — 90°±1°; 4 ци­линдр — 180°±1 °; 2 цилиндр — 270°±1 °.

Для контроля углов в статике без специального прибора используем транспортир, который устанавливаем сверху на ротор. Удерживается транс-Таблица    9.    Углы   состояния   контактов   систем   зажигания1    двигателей некоторых автомобилей

Автомобиль

Число цилин­дров

Угол  замкнутого состояния контактов,   град

Угол  разомкнутого состояния  контак­тов  (угол  кулачка), град

Максимальный2 зазор  между контактами,   мм

ВАЗ 2101—2107

4

55±3

35±3

0,40±0,05

Москвич-21412

4

50±2,5

Не  регламентир.

0,45±0,05

VOLVO

4

Не  регламентир.

62±3

0,40—0,45

BMW

4

59—65

66—72

0,35—0,40

 

4

61—66

68—74

0,4

 

6

35^1

58—68

0,35

 

6

35—45

58—75

0,4

 

6

36—41

60—68

0,4

 

6

Не регламентир.

32—53

при  1500 мин1

 

 

 

43—56

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.