Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автомобильные статьи Тюнинг «Тачка» на прокачку, или как увеличить мощность автомобильного двигателя

«Тачка» на прокачку, или как увеличить мощность автомобильного двигателя

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Желание быть непохожим на других живет в каждом владельце автомобиля. Тот, кто побогаче, может позволить себе дорогую машину, которую не встретишь на улицах нашего города. Рядовые же автолюбители свою мечту об эксклюзивном экземпляре обычно воплощают в тюнинге. В том числе и моторном, который призван увеличить мощность двигателя, сделав из рядовой «тачки» спорткар. О том, какими способами можно сделать машину «погорячее», «ПР» рассказал наш постоянный автоэксперт, владелец автосалона О.М. Сизинцев.

ЧТО ТАКОЕ ЧИП-ТЮНИНГ

Чип-тюнинг - это изменение программы работы электронного блока управления (ЭБУ), позволяющее значительно усилить разгонную динамику машины.

Дело в том, что автопроизводители, создавая автомобиль, настраивают его на «золотую середину» между мощностью, экономичностью, экологичностью, ресурсом двигателя и другими параметрами. Тюнинговая программа, пренебрегая всеми остальными параметрами, заставляет двигатель работать мощнее, увеличивает крутящий момент. Если скорость автомобиля ограничена, то, как правило, снимается и этот ограничитель.

По мнению Олега Михайловича, иногда тюнинг - это единственный способ исправить ошибки в серийных версиях программного обеспечения, которые часто досаждают владельцам автомобилей. Ведь после чип-тюнинга мощность двигателя увеличивается до восьми лошадиных сил, а крутящий момент - на 8-10 н. м. С помощью изменения программы управления корректируются «экологические» провалы, бедная смесь, нестабильность холостого хода, вялая разгонная динамика и ряд других недостатков, свойственных заводским настройкам.

Тех, кто боится, что после этого значительно возрастет расход бензина, можно успокоить - мастера могут сделать «экономичные» прошивки ЭБУ. Но, заменив серийную прошивку экономичной, следует помнить, что должна измениться и манера езды. Следует плавно трогаться с места, не давить резко на газ и не «крутить» двигатель выше 3500 оборотов в минуту, пораньше переходить на повышенную передачу.

ПО ГАЗАМ

Свои особенности имеет технология перепрограммирования ЭБУ автомобилей, работающих на природном газе. Этот вид топлива имеет большее октановое число, нежели бензин. Оно колеблется от 102 до 105 единиц против максимальных 95 единиц у бензина, предназначенного для моторов ВАЗ. А чем выше октановое число, тем медленнее происходит сгорание топлива. Поэтому, если стальной конь «кушает» газ, обязательно надо скорректировать момент зажигания: рабочая смесь должна воспламеняться с большим опережением, чтобы сгореть полностью и развить необходимую мощность. К тому же, если этого не сделать, появляется опасность перегрева выпускных клапанов из-за того, что на определенных режимах работы двигателя горение будет продолжаться еще в тот момент, когда выпускные клапаны уже будут открыты. Экономия, получившаяся от перехода на газ, будет перечеркнута затратами на ремонт механической части двигателя.

ДВА ВАРИАНТА ЖЕЛЕЗНОГО ТЮНИНГА

Моторный тюнинг, по мнению нашего автоэксперта, это огромное поле деятельности. Его результат зависит только от фантазии владельца и его финансовых возможностей.

Можно, например, выбрать бюджетный вариант. Для этого можно установить распределительный вал с большим подъемом кулачка и более широкой фазой регулировочного шкива или звездочку для более точной настройки фаз газораспределения, или дроссельный патрубок с большим диаметром.

При более профессиональном варианте тюнинга изменениям подвергается практически каждая деталь двигателя, трансмиссии, ходовой части, тормозов.

Один из самых распространенных вариантов доработки двигателя - изменение его геометрии за счет увеличения рабочего объема. Однако неграмотное изменение конструкции - это зря потраченные время и деньги.

Характер «прошитого» мотора во многом зависит от длины шатуна. Некоторые специалисты считают, что для этого достаточно поставить коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа и укороченные шатуны. В результате получается более мощный мотор за счет увеличения рабочего объема. Однако надо учитывать, что при таком тюнинге увеличивается смещение поршня в горизонтальной плоскости, а значит, и боковые нагрузки.

Существует такая характеристика, как соотношение длины шатуна к ходу поршня - R/S. Оптимальным считается отношение, где R/S = 1,75. Высота стандартного блока цилиндров ограничивает размеры комплектующих кривошипно-шатунного механизма. Если увеличить ход поршня, укоротив шатуны, уменьшается оптимальное отношение R/S. Однако с ростом оборотов выше определенного значения (чем меньше R/S, тем ниже этот порог) увеличивающиеся боковые нагрузки поршня на стенки цилиндра увеличивают и потери на трение, износ. Мотор сам в себе гасит вырабатываемую мощность.

Такой мотор будет обладать хорошим крутящим моментом и мощностью, но только на низких оборотах. Автомобиль будет хорошим тягачом, но гоночных характеристик от него не дождаться. Работать без ущерба для себя он будет приблизительно до 6000 об./мин.

ПРО ВОЛКОВ и ОВЕЦ

Оптимальный вариант, при котором «и волки сыты, и овцы целы», можно создать, применив специальные поршни. В них ось поршневого пальца смещена ближе к днищу (поршни с меньшей компрессионной высотой). При этом появляется возможность увеличить длину шатуна, сохранив оптимальное соотношение R/S. Но такая доработка ограничена высотой блока цилиндров. Для решения этой проблемы можно использовать нестандартный блок цилиндров с увеличенной высотой относительно стандарта на + 2,3, + 3,5, + 6,6 мм.

Объем цилиндра можно увеличить, изменив его диаметр. В стандартном варианте диаметр цилиндра составляет 82 мм. Если расточить, то можно использовать уже цилиндры диаметром 84 мм. Но применять их гарантированно можно лишь на так называемых «толстостенных» блоках. Если попытаться расточить стандартный блок до размера 84 мм, есть опасность вскрытия «водяной рубашки». Но даже если «рубашка» после расточки останется в целости и сохранности, стенки цилиндров получатся тонкими, и ресурс такого мотора будет невелик.

ГРАМОТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Головка блока цилиндров является очень важным элементом в тюнинге двигателя, считает Олег Михайлович. КПД мотора во многом зависит от объема воздуха, поступающего в цилиндры, где вместе с топливом он образует рабочую смесь. Следуя законам горения, количество подаваемого топлива зависит от объема поступаемого воздуха: чем больше воздуха, тем больше топлива. Соответственно, выше КПД двигателя. И здесь головка блока цилиндров, точнее детали, из которых она состоит, играют главную роль.

Изменение диаметра, формы и направления каналов, формы и геометрии камеры сгорания, диаметров клапанов, замена направляющих втулок на втулки из более износостойкого материала, подбор более жестких пружин клапанов - вот неполный перечень работ, позволяющих изменить характеристику мотора.

Только надо помнить, что это очень тонкая и ответственная работа, поэтому выполнить ее могут лишь грамотные специалисты, знающие и учитывающие все нюансы рабочего цикла. Если при формировании канала, например, неправильно выбрать радиус, это приведет к срыву потока. После чего все преимущества этой операции будут сведены на нет.

Что вы теряете

При грамотно сделанном чип-тюнинге расход топлива практически не увеличивается, а иногда даже снижется (правда, в некоторых случаях после чип-тюнинга для достижения максимального эффекта рекомендуется переход на более высокооктановый бензин).

Реальный ресурс двигателя, конечно, снижается, но на такую незначительную величину, что это даже не стоит брать в расчет.

Виталия Плахова  |  № 38 от 20.09.2006

Источник: http://www.prgazeta.ru/?article=3459

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.