Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автомобильные статьи Ремонт Ваз О системах управления двигателем

О системах управления двигателем

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Покопавшись в глубинах своей памяти я припомнил, что первыми системами впрыска на автомобилях ВАЗ с которыми мне пришлось столкнуться были: какой-то из Mono-Motronicов и LH-Jetronic от Bosch. Кажется они впервые появились на новых кузовах семейства ВАЗ-2110 (те которые мы видим ныне) и было это в 1988-89 году. Но все-таки в то время, вероятно, еще не было достаточных оснований для запуска этих систем в серийное производство, и работы, на какое-то время, были приостановлены. В 1990 году из-за смеси экономических и политических факторов был сделан разворот в сторону фирмы GM. Из этого, не вполне удачного, на мой взгляд, сотрудничества в 1992 г. появились первые серийные электронные системы управления двигателем.

Первыми, полностью электронными, серийными системами управления двигателем были системы от известной корпорации GM. Они состояли их двух семейств: центрального и распределенного впрыска топлива. Обе системы содержат датчик кислорода и каталитический нейтрализатор. Центральный впрыск был предназначен для классики ВАЗ-21073, ВАЗ-21044, а также для Нивы ВАЗ-21214. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны GM, для удовлетворения норм токсичности США-83. И в таком виде и было начато производство. Позднее, появилась система для норм России и только для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112. Системы же предназначенные для норм США-83 были модернизированы для удовлетворения требований Евро-2 (в том числе, научились поддерживать иммобилизатор). В таком виде они существуют и поныне. Модернизация систем потребовала аппаратной доработки блоков управления распределенного впрыска и замены блока управления центральным впрыском. Именно по этим причинам я применяю термин семейство, который, на мой взгляд, лучше отражает ситуацию в плане количества модификаций блоков управления. К тому же, блоки управления для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей всегда отличались аппаратно.

Вторым семейством было семейство Январь-4, которое изначально разрабатывалось как функциональный аналог блокам управления от GM и должно было использовать тотже состав датчиков и исполнительных механизмов. Изначально в качестве основных разработчиков этих систем выступили АО Авангард и ПО РИА. Из попыток Авангарда ничего конкретного не получилось. А ПО РИА при помощи московской фирмы ЭЛКАР создала прототипы будущих Январь-4. Так создавались блоки управления Январь-1, Январь-2, Январь-3. Эти блоки не были запущены в серийное производство, к тому же фирма ЭЛКАР, родоначальник алгоритмов управления, отошла (или ее увели) от работ. В результате, в муках, при организационном содействии ПО РИА блоки Январь-4 были поставлены на серийное производство.

Поскольку блоки управления Январь-4 изначально проектировались как функциональный аналог блокам ISFI-2S (распределенный впрыск GM), то были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также цоколевка разъемов. Естественно, блоки ISFI-2S и Январь-4 являются полностью взаимозаменяемыми, но полностью отличаются схемотехникой и алгоритмами работы. В окончательном варианте, системы на основе блоков управления Январь-4 были спозиционированы для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО (таким образом, обратная связь по датчику кислорода отключена, хотя и присутствует в алгоритмах). На том этапе эта система была лучше адаптирована к российским условиям: низкое качество бензина, наличие химических примесей, низкий уровень квалификации сервисного персонала. Семейство включает в себя блоки управления Январь-4(была выпущена небольшая партия) и Январь-4.1(хотя на шильдике Вы возможно увидите надпись Январь-4) и конечно, для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей блоки отличаются аппаратно. Несчитая того, что постоянно шла модернизация ПО и калибровок. Попытки снизить стоимость системы снова привели нас на ф. Bosch. Так появилось следующее семейство систем управления двигателем.

Как Вы уже догадались, это были системы на базе блоков M1.5.4 производства ф. Bosch. Функционально, первые системы были аналогичны системам на базе блоков Январь-4. Были заменены датчик расхода воздуха, датчик детонации, на производимые ф. Bosch - это пожалуй главные функциональные отличия. Форсунки или бензонанос в принципе могут быть любого производства (GM или Bosch), лишь бы характеристики соответствовали заданным. Таким образом блок управления был взят у ф. Bosch и для него ВАЗом разработано соответствующее ПО. Это была проба пера, аппаратура сторонней фирмы - собственное ПО. Для целей обеспечения потребностей российской автопромышленности некоторыми комплектующими систем управления двигателем было создано СП Бош-Саратов, на котором и производятся изделия под маркой Bosch.

Вскоре в России, сначала для вновь запускаемых в производство моделей, принимаются новые нормы токсичности Евро-1. С последующим введением норм Евро-2 и Евро-3. В результате, в качестве логического продолжения, появляются блоки M1.5.4N. Они спозиционированы для норм Евро-2 и системы на их основе имеют в своем составе датчик кислорода и нейтрализатор. Параллельно, в сотрудничестве с ф. ЭЛКАР, был спроектирован собственный аналог блока M1.5.4N, который получил название Январь-5, так зародилось семейство Январь-5. Системы на основе блоков управления M1.5.4N и Январь-5.1 для 16-ти и 8-ми клапанных двигателей подготовлены и запущены в серийное производство уже давно. Недавно началось серийное производство систем на базе блоков управления Январь-5.1.2 для 16-ти и Январь-5.1.1 для 8-ми клапанных двигателей под нормы России. Все эти блоки имеют ПО разработки АО АвтоВАЗ. Учитывая перспективу и удачный опыт сотрудничества с ф. Bosch, ей был заказан блок управления, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики. Так появилось семейство систем управления двигателем на базе блока MP7.0.

Семейство систем управления на базе блока MP7.0 позиционируется для норм токсичности Евро-2 (уже выпускается для 8-ми клапанных двигателей), Евро-3 и Канада-2001. Аппаратура и ПО ф. Bosch, калибровку и доводку систем выполняет АО АвтоВАЗ. Это семейство также постоянно расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро-3 для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123(нормы Евро-2).

К счастью, на этом история систем управления двигателем не заканчивается :). Мы продолжаем работать над более совершенными системами управления, чтобы сделать наш Мир чуточку чище.


Источник: http://www.autofaq.ru

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.