По статистике ГИБДД основная часть угонов транспорта приходится именно на теплые месяцы — с апреля по октябрь. В этот период сбыть краденную машину гораздо легче. Во-первых, традиционно повышается покупательский спрос на автомобили. Во-вторых, именно летом с машинами производятся все основные ремонтные работы — ворованные автомобили разбираются и сбываются по частям.
Однако как показывает практика, в 90% случаев в пропаже транспорта виноваты именно его владельцы. До сих пор 91% автомобилей угоняется из дворов и улиц, в 67% преступления производятся ночью с 0 часов до 7 утра и главное ….в 91% случаев угнанные машины даже не были заперты. Эти факты сурово свидетельствуют о банальной безалаберности многих автовладельцев. Все-таки не стоит оставлять машину с открытыми дверями и с ключами в замке зажигания, даже если надо на минутку забежать домой или в киоск.
Конечно, если машину захотели украсть, то это все равно рано или поздно произойдет. Хотя зачастую это касается только владельцев дорогих и престижных авто. Остальным, чтобы максимально себя обезопасить, достаточно установить на машину комплекс из 2-3 противоугонных систем. Как правило, это спасает от посягательств со стороны 70-80% автоугонщиков.
Заместитель начальника отдела ДПС и розыска управления ГИБДД ГУВД Константин Саутин рассказал, что самую многочисленную когорту автоугонщиков составляют малоопытные преступники (в основном это подвыпившая молодежь, наркоманы). Их цель — покататься на машине и бросить ее, поживившись ценными вещами. Популярностью у таких преступников пользуются в основном отечественные заднеприводные автомобили «лохматых» годов выпуска. Они часто даже не оборудованы сигнализациями и оставляются хозяевами на ночь прямо на улицах. Причем открыть их можно даже обычной линейкой — вся операция займет 10-15 секунд.
«Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что такие преступления составляют 60% от общего числа автоугонов. Совершаются они в ночное время, нередко транспорт угоняется, чтобы доехать до какого-то района, куда трудно добраться.
Вторую группу автоугонщиков составляют уже те, кто занимается этим делом профессионально. Такие люди неплохо знакомы с устройством автомобилей различных марок и обладают набором «инструментов». Сюда входит «свертка» — отвертка из прочного металла, которой «срывают» личинки замков. А также «паук» — собственный блок управления сигнализацией. Если сигнализацию не удается нейтрализовать, «паука» присоединяют к ней, и он блокирует ее действия. Все чаще стали появляться у свердловских автоугонщиков и сканеры — устройства внешне похожие на тетрикс или большой сотовый телефон, позволяющие считывать радиочастоты сигнализаций. «Купить автосканер при желании сейчас можно даже через Интернет. Как правило, их стоимость начинается от 10 тысяч долларов США. При этом они постоянно совершенствуются и обновляются»,— подчеркнул Константин Саутин.
У этой группы преступников «в почете» новые переднеприводные ВАЗы, а также хорошие иномарки без сложных противоугонных систем. Краденные ими машины либо разбираются на запчасти, либо с перебитыми номерами кузова и двигателя перерегистрируются и продаются в другие регионы. «Основной поток краденных в Свердловской области автомобилей направляется в страны Средней Азии. На границе не особо внимательно проверяют машины, а таможенная плата на ввоз автомобиля из России составляет всего 500 долларов США.
Третью категорию преступного мира автоугонщиков составляют профессионалы, которые занимаются угонами дорогих машин исключительно под заказ. Работают такие люди, как правило, небольшими бригадами и часто «кочуют» из области в область — чтобы не засекли. В их распоряжении самое современное оборудование: более продвинутые сканеры, «грабберы» — устройства для подбора кода сигнализации, а также так называемые «глушилки» — устройства позволяющие бороться со спутниковыми охранными комплексами — GPRS.
По словам специалистов екатеринбургского установочного центра «Сигнум», «глушилка» устанавливается на лобовое стекло автомобиля и подавляет все радиосигналы охранного комплекса. В результаты машина пропадает с экранов операторов, контролирующих его, и более того они не могут даже передать никаких блокирующих сигналов. Стоимость такого «профессионального» набора оборудования велика. По информации АПИ, сумма начинается от 100 тысяч долларов США. Но все капиталовложения «отбиваются» очень быстро — ведь и угоняют при помощи такого оборудования только дорогие авто. Как же бороться с автоугонщиками?
Под заказ угоняется, как правило, не более 2-3% машин. Защитит в таком случае только страховка. От посягательств остальной же массы преступников можно уберечься, тщательно продумав охранную систему, которая устанавливается на автомобиль. И установщики сигнализаций, и сотрудники Госавтоинспекции в голос говорят, что наиболее эффективным является комбинация электронных и механических систем. «Чтобы украсть автомобиль, оборудованный только сигнализацией надо секунд 10-20. Чтобы украсть автомобиль, оборудованный вдобавок еще и механическим блокиратором руля или коробки передач профессионалу средней руки понадобиться уже 20-30 минут»,— рассказали специалисты «Уральского центра технической эстетики». Это делает автомобиль гораздо менее привлекательным для преступников, тем более, если рядом стоит другой — оборудованный хуже.
Но просто приобрести для машины любую сигнализацию и «механику» — еще не означает защитить ее. Качество самого охранного комплекса и профессионализм установщиков играют не последнюю роль. В последнее время резко возросло количество краж автомобилей, оборудованных дешевыми, низкокачественными сигнализациями, произведенными в Юго-Восточной Азии. Специалисты центров по установке автосигнализаций отмечают, что это не случайно — они страдают плохим качеством сборки, часто выходят из строя и легко блокируются преступниками. По признанию профессионалов, наиболее качественными сейчас являются сигнализации «Scher-Khan» и «Star Line». У них фиксируется минимальное количество поломок компонентов и брелков.
При этом все меньше граждан обращают внимание на собственно охранные способности сигнализаций. Виной тому стала как раз высокая техническая оснащенность преступников. «Даже сигнализации с плавающим кодом сейчас вскрываются при помощи сканеров». Стоит добавить, что средние затраты на оснащение автомобиля качественной современной сигнализацией составляют порядка 12-15 тысяч рублей. Порядка 4-6 тысяч рублей стоит сама сигнализация (правда, если речь идет о комплексе GPRS, цифры возрастут как минимум до 25-30 тысяч рублей), столько же работа по установке и еще тысячи 1,5 придется потратить на дополнительное оборудование: провода, электроприводы для закрывания дверей, «колокольчик» — звуковое устройство.
Хорошо, если финансовые возможности позволяют несколько усилить базовую сигнализацию. Например, добавив датчик объема, реагирующий на малейшее изменение объема внутри салона. Появились и электронные устройства, блокирующие работу «жизненно важных» систем: тормозной и топливоподачи. Чтобы установить хотя бы одну из них требуется потратить еще примерно 1-2 тысячи рублей.
К выбору механических блокирующих устройств также надо подходить внимательно. На данный момент наибольшее распространение получили три вида блокираторов: на руль, на капот, на коробку передач. Они подразделяются на два основных типа — штыревые и запорные. Тут стоит учесть несколько тонкостей. Во-первых, замок на капот только лишь продляет «боеспособность» сигнализации, правда, если у преступников нет запасного блока — «паука». Во-вторых, большинство замков на руль плохо подходит к отечественной классике. В-третьих, при установке блокиратора на механическую КПП следует озаботиться еще и о блокираторе на педали. В противном случае преступникам достаточно выжать сцепление и машина вновь обретет возможность передвигаться своим ходом.
Лучше всего на данный момент себя зарекомендовали устройства, которые создаются под конкретный автомобиль. Однако при грамотной установке и универсальные блокираторы способны серьезно сократить шансы автоугонщиков. Ведь даже качественную механическую блокировку при плохой установке можно вскрыть за считанные секунды. А при нормальном подходе «сервисменов» к своим обязанностям преступникам придется повозиться с ней 15-20 минут. Правда, в последнее время угонщики стали использовать жидкий азот. Его заливают в личинку замка, металл остывает, становится хрупким и разрушается от любого удара. Стоит добавить, что установка механического блокиратора обойдется автовладельцу от 3 до 10 тысяч рублей.
Ну и, в-третьих, стоит машину промаркировать специальными метками «Литэкс» или «Дата Дот». «Я месяц назад был во Франции и там 80% транспортных средств промаркировано по принципу «литэкса». Эта технология вообще пришла к нам с запада и является до сих пор достаточно эффективной. Ее принцип — на множество деталей автомобиля наносятся специальные метки, которые видно только в ультрафиолетовом свете. Чтобы их убрать с каждой детали надо содрать поверхностный слой. Такой автомобиль практически не имеет смысла угонять. Ведь придется менять стекла, фары, салон, ибо с них номера не уберешь, а также перекрашивать машину. При этом велик риск, что маркировка где-то осталась еще»,— рассказал Константин Саутин.
В ближайшее время всех инспекторов ГИБДД обещают снабдить специальными фонариками, позволяющие считать маркировку и оперативно проверить автомобиль по базе угонов. Остается добавить, что стоимость такой маркировки колеблется от 1,5 до 2,5 тысяч рублей.
Таким образом, затратив 20-35 тысяч рублей можно достаточно серьезно обезопасить себя и автомобиль от попытки угона. Однако стоит повториться еще раз — даже самые современные охранные комплексы и постоянная бдительность может на 100% защитить автоугона. В конце-концов приглянувшееся транспортное средство можно похитить вместе с владельцем. Поэтому, по совету психологов, надо четко понимать, что даже самый дорогой автомобиль это не более, чем средство передвижения. И с его потерей не кончается жизнь. Угон или повреждение машины штука конечно неприятная, но не более того. Существенно сократить в этом случае психические и материальные издержки можно — просто застраховав автомобиль. Пускай это дорого, но зато более спокойно. Так и поступает большинство автовладельцев в цивилизованных странах.
© Игорь Пушкарев, АПИ