Немного о самих угонах. По всем признакам налицо действие одной и той же «бригады» автоворов. Первый случай произошел 17 ноября на ул. Базницас: похитили машину прошлого года выпуска. Далее был небольшой перерыв (в течение которого хозяину удалось выкупить свой автомобиль). Затем, в самом конце ноября, угонщики снова активизировались. Последние два случая произошли в течение двух дней: 29ноября Lexus RX300 прошлого года выпуска, оснащенный сигнализацией, был угнан с улицы Заля. А уже 30-го числа с улицы Пулквежа Бриежа исчез Lexus нынешнего года, тоже с новой сигнализацией...
Учтем: «лексусы» - не «гольфы», несколько подряд попыток кражи этих статусных машин однозначно квалифицируется как серия. А вот каковы ее причины?
«Заказ с востока»
Рассуждая о возможных мотивах такой прицельной активности автоворов, начальник уголовной полиции Риги Инт Кюзис пояснил, что говорить о «заказе из-за границы» сейчас, во всяком случае, нельзя.
Коротко напомним, о чем речь. Сам термин «русский заказ» происходит из диких девяностых: какой-нибудь организованной группе в России требовалось задешево пересадить своих людей на представительные автомобили. По неофициальным каналам в ближнее зарубежье шел запрос и под него в указанных странах похищалось нужное количество машин. Далее транзит автомобилей шел через полупрозрачную, к примеру, латвийско-российскую границу к месту назначения.
В принципе, такое случается и сейчас. Но в данном случае, по мнению г-на Кюзиса, нет оснований считать происходящее исполнением зарубежного заказа. Возврат одного из «лексусов» владельцу, происшедший на днях, это предположение опровергает.
«Просто подобрали код»
«Часу» полицейские специалисты неофициально сообщили, что гораздо вероятнее, что в Ригу просто проник продвинутый технический комплекс по угону этих иномарок.
В этой связи эксперты вспоминают знаменитую «юрмальскую угонную волну» 2003 года. Напомним: с начала года до середины лета в Юрмале (реже - в Риге) угнали свыше 15 BMW X5. Один из джипов (подобно нынешним напичканный самой современной на тот момент сигнализацией) угнали прямо с подземной стоянки.
А еще чуть раньше, зимой 2002- 2003 годов, автомафия ополчалась на «тойоты ландкруйзеры». Преступники уводили их всего за 10- 15 минут. Вначале угонщики раскручивали приборную панель и соединяли автомобильную проводку с небольшой коробочкой, напичканной электроникой. Затем поворачивали ключ в замке зажигания - и все, двигатель заводился.
По данным полиции, стоило техническое обеспечение для угонов весьма недешево. По некоторым сведениям, за первые комплекты угонщики отдавали до 10000 долларов. Ну а потом цена упала до трех и «ландкруйзеры» стали пропадать практически каждую неделю. Аналогичная картина была и с BMW X5 : вначале - небольшое количество владеющих технологией, потом - демпинг и волна угонов.
В общем, можно предположить аналогичное развитие событий и сейчас. В настоящий момент, вероятно, «угонных комплектов» в латвийской столице немного. И станет ли больше, пока не ясно: «лексус» машина достаточно редкая.
Внимание! Они на свободе
К сказанному остается добавить, что борьба с автоугонщиками, объявленная еще прошлым министром внутренних дел при вступлении в должность, пока продолжается без особо ярких успехов. Там, где полиции удается задержать подозреваемых в угонах, осечку дают суды.
Пример - хрестоматийный случай с «трижды невиновным» Зурабом Шамугией (Аду). Несмотря на то, что его имя регулярно упоминается полицейскими в связи с раскрытыми угонными бандами, сам г-н Шамугия по сей день на свободе. И, по слухам, на покой пока не собирается.
Что же делать?
На сегодня владельцам дорогих иномарок стоит только следовать советам специалистов из угонного отдела ГУП Риги: оснащать дорогие иномарки всевозможными сигнализациями вплоть до электронных систем спутникового слежения. После угона они позволяют с точностью до нескольких метров установить местонахождение угнанной машины.