Непрерывный рост количества автомобилей на дорогах, повышение их динамических свойств, управление транспортными средствами водителями низкой квалификации приводят к неуклонному увеличению числа ДТП, в т.ч. росту пострадавших в них. Каждый из субъектов дорожного движения не застрахован от участия в ДТП если не по своей вине, то по вине других водителей.
До введения в действие Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в происшествиях с очевидным виновником, не требующих обязательного оформления материала сотрудниками ГИБДД (ГАИ), нередко решался вопрос быстро и просто — виновная сторона компенсировала предполагаемые затраты на восстановление транспортного средства. Теперь даже при незначительных повреждениях автомобилей и вполне определенном виновнике участники ДТП вынуждены соблюдать всю необходимую процедуру оформления первичного материала происшествия. Поскольку количество происшествий растет, а число экипажей ДПС ГАИ не увеличивается, естественно, возрастает время ожидания прибытия инспекторов на место ДТП. Уходит драгоценное время, затрудняется проезд транспорта, возрастают убытки от происшествия, например, в виде претензий троллейбусных предприятий к виновникам ДТП о возмещении причиненного им ущерба в виде упущенного дохода от перевозок пассажиров.
Комиссары
Считается, что эффективным средством разгрузки работников ГАИ и транспортных артерий города, сокращения времени оформления ДТП является создание и функционирование службы аварийных (в другом звучании — дорожных) комиссаров. Правовое регулирование деятельности этой службы основано на положениях п.2.6 ПДД, согласно которому при отсутствии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
Обычно служба аварийных комиссаров комплектуется из числа бывших сотрудников ГИБДД, имеющих определенный опыт оформления ДТП и хорошо ориентирующихся в Правилах дорожного движения. Однако большой опыт нашей работы с документами, оформленными инспекторами ДПС, показывает, что в них имеют место как упущения при составлении схемы происшествия, так и игнорирование ряда вполне очевидных требований к нанесению информации в должном объеме и порядке.
Контакты с участниками ДТП показали, что большинство водителей не владеют техникой составления схемы происшествия, не знают свои права, не ориентируются в системе обязательных процедур, которые должны быть выдержаны в процессе оформления материала. Обычно водители полагаются на инспекторов ДПС, надеясь, что они профессионально и добросовестно выполнят свои обязанности. Только знающие и дотошные водители заинтересованно, в полной мере контролируют и участвуют во всей процедуре проведения замеров, тщательно знакомятся со схемой ДТП, вносят свои поправки и замечания, а наиболее продвинутые — фиксируют всю ситуацию с помощью видеокамеры или фотоаппарата.
Чем грозит небрежность
Чем же грозит участнику ДТП небрежно составленная, с серьезными упущениями схема? При разборе ситуации в ГАИ, при рассмотрении материала в страховой компании при решении вопроса выплаты страховой суммы, в процессе судебного разбирательства данного случая часто возникает необходимость более глубокого анализа ДТП с привлечением экспертов-автотехников для проведения ситуационной автотехнической экспертизы. В случае отсутствия принципиально значимой информации на схеме эксперт указывает на затруднения в проведении экспертизы по этим основаниям или на невозможность получения утвердительных выводов, что может привести к затягиванию процесса установления виновной стороны или к решению, совершенно неожиданному для водителя, считавшего себя невиновным в происшествии.
Мы представляем серию статей, в которых излагаем наше видение качественного составления схем происшествия, основанное на многолетней экспертной работе в области анализа ДТП. Они могут быть полезны начинающим аварийным комиссарам, всем участникам дорожного движения; эта информация и для сотрудников ДПС, заинтересованных в хорошем качестве своей работы.
Начнем эту серию статей с рассмотрения особенностей фиксации транспортных средств на месте ДТП и всей обстановки на примере столкновения автомобилей на регулируемом перекрестке. На схеме такого происшествия наносится перекресток с указанием названия улиц, по которым двигались ТС перед столкновением; названия улиц, откуда двигались и куда направлялись автомобили; наносятся светофоры, и указывается расстояние от них до проезжей части; указывается место установки дорожного знака 5.33 «Стоп-линия»; ширина проезжей части по направлениям движения ТС и, при необходимости, как это представлено на схеме №1, ширина разделительного бульвара (газона) и ширина встречной проезжей части.
На примере
Схема ДТП №1 |
В процессе экспертного исследования расчетным путем необходимо установить, находился ли а/м ВАЗ-2107 в действительности в границах перекрестка, для чего с помощью схемы происшествия необходимо определить границы перекрестка. Согласно п. 1.2. ПДД, «перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей (см. схему №1). Поэтому на схеме ДТП необходимо нанести радиусы закруглений проезжих частей по ходу движения столкнувшихся ТС. В реальной практике этот замер делается весьма редко, что способствует появлению некорректных выводов экспертов. Поэтому, независимо от ситуации, на схеме следует указать радиусы закруглений проезжих частей.
Если в оформляемом ДТП на пути следования водителя имеются дублирующий светофор и дорожный знак 5.33 «Стоп-линия», то их необходимо наносить на схему, а также следует нанести радиус закругления проезжей части на разделительном бульваре (или газоне), где эти средства регулирования установлены.
Транспортные средства на схеме ДТП фиксируются в том положении, какое они заняли после столкновения к моменту прибытия экипажа ДПС или аварийных комиссаров. На схему наносятся расстояния от осей передних и задних колес до края проезжей части по продольной и поперечной осям дороги. Если автомобиль опрокинут, то по этому факту делается соответствующая запись на схеме, при этом расстояние привязки указывается по возможности до центров колес. Изображение транспортного средства должно позволять легко установить нахождение его передней части.
Если транспортное средство буксировало прицеп или полуприцеп, то производятся аналогичные вышеизложенным замеры, независимо от того, произошло ли их расцепление с тягачом, или нет. На схеме также должно четко определяться направление передней части прицепа или полуприцепа.
На схеме происшествия обязательно должно быть нанесено место столкновения ТС с указанием расстояния от места первичного соударения до линии светофоров по ходу движения машин. Если указаны расстояния от светофоров до края проезжей части, то возможно нанесение расстояний от места столкновения до этого края дороги.
Часто удается определить место столкновения ТС по объективным факторам (эта тема будет рассмотрена в следующей статье), и оно наносится на схему в одном варианте. В случае отсутствия этих факторов место столкновения определяется со слов водителей и об этом делается соответствующая запись на схеме. Если водители указывают каждый свое место столкновения, то они наносятся на схему и нумеруются с указанием номера ТС, водитель которого указал данную координату первичного соударения.
Кроме места столкновения, нумеруются: направление движения, место расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся от автомобилей деталей и фрагментов, следов торможения и т.д.
В следующих статьях будут рассмотрены: порядок нанесения на схему происшествия предметов, деталей и фрагментов, отделившихся от автомобилей; объективные факторы, по которым можно определить место столкновения транспортных средств или наезда на пешехода и как эти факторы отражаются на схемах; дорожные условия, которые необходимо указывать при оформлении материала ДТП; видимость в направлении движения.
Василий СКУТНЕВ
Газета «7 ВЕРСТ»