Поправки в правила обязательного страхования автогражданской ответственности упрощают процедуру оформления аварии и получения выплат пострадавшими. Правда, только лишь в случае, если в ДТП попали два автомобиля и нет пострадавших от аварии.
Что изменится в правилах ОСАГО? Некоторые вопросы будут решаться гораздо быстрее. Но появятся новые спорные случаи, которые затруднят получение компенсации за ущерб.
Например, по новому закону и в соответствии с правилами автовладелец в обязательном порядке не должен приобретать полис для своего прицепа. С одной стороны - все разумно. Если человек застраховал свою машину, то зачем еще отдельная ответственность для прицепа, который к этой машине прицепляется? Однако у страховщиков свое мнение по этому поводу. Как быть в случае, если прицеп задел ни в чем не повинный автомобиль? Автовладелец по закону отвечает за застрахованное имущество, то есть за автомобиль. А раз прицеп не застрахован, то какие к нему, к прицепу, претензии? По мнению Российского союза страховщиков страховая компания в подобных случаях не обязана оплачивать ущерб по ОСАГО. И если вас задели именно прицепом, то сразу готовьтесь к походу в суд.
Кстати, некоторые специалисты страхового бизнеса считают, что такой вопрос вполне может быть разрешим в рамках действующих правил. Прицеп можно считать частью транспортного средства, а можно и не считать. Это сфера ответственности страховой компании. Но уже очевидно, что расхлебывать послед ствия аварии с прицепом будет гораздо сложнее.
Одно из достоинств новых правил - это возможность обращаться за выплатой компенсации в ту страховую компанию, с которой у вас заключен договор. Но и у этого пункта есть существенный недостаток. Вы можете потребовать выплаты у своего страховщика только в том случае, если в ДТП участвовали лишь два транспортных средства, причем оба они должны быть застрахованы по ОСАГО. Еще одно условие - если в результате аварии нет пострадавших. Конечно, большинство аварий, наверное, подпадает под эти критерии. Но остается большой процент и тех, кому придется решать вопрос о возмещении ущерба по старинке. То есть требовать деньги от страховщиков виновника ДТП.
И, наконец, остается открытым такой вопрос: как быть страхователю, если договор заключен до вступления в силу поправок в закон об ОСАГО и правила обязательного страхования? Правила предусматривают, что изменение тарифов в течение срока действия договора не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. То есть если, скажем, вы заключили договор ОСАГО на год, а через пару месяцев изменились тарифы, то вам доплачивать не придется. Но может быть и такая ситуация. Вы попали в аварию, скажем, 5 апреля. У вас заключен договор ОСАГО от 1 февраля этого года. А с 1 марта вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают возмещение вреда уже не 240 тысяч рублей на всех пострадавших, а 160 тысяч на каждого. Но так как вы заключили договор до вступления в силу этих поправок, то страховая компания будет рассматривать этот случай в рамках законов, которые действовали на период заключения договора.
Это, поясняют страховщики, происходит в соответствии с требованиями 422-й статьи Граждан ского кодекса. Статья гласит, что новый порядок распространяется на старые договоры в том случае, если это оговорено в самом законе. Однако в законе о внесении изменений в ОСАГО такой оговорки нет. Значит, на договоры, заключенные до 1 марта, распространяются нормы закона, дей ствовавшие до этой даты.
Впрочем, попавший в такую историю потерпевший может смело отстаивать свои права в суде. Он может требовать исполнения норм закона, который действует на момент наступления страхового случая, ссылаясь на другую, 426-ю статью Гражданского кодекса. Она регулирует отношения в сфере публичного права, а ОСАГО - это публичный договор.
Владимир Баршев
http://auto.rambler.ru/article.html?id=83858