В Петербурге начали появляться первые женские автомобильные клубы. На их заседаниях ведутся жаркие споры о том, на самом ли деле дама за рулем - все равно что обезьяна с гранатой (как считают многие шутники мужского пола). Или же, наоборот, - самые дисциплинированные участники дорожного движения (как утверждают сами автомобилистки). Истину, скорее всего, как обычно, надо искать между этими крайними суждениями.
Трудности парковки по-женски
Данных о том, какой процент петербургских водителей составляют представительницы прекрасного пола и как часто именно по их вине случаются ДТП, добыть практически невозможно. Президент одного из дамских автоклубов Катерина Вильдавская пытается это сделать уже давно, рассылая запросы в ГИБДД и страховые компании. Однако ответов не получает. Остается ориентироваться на общеевропейскую статистику. Там водительские права имеет каждая вторая гражданка. Причем по вине дам-автомобилисток происходит лишь 35% аварий на дорогах. Эти цифры, впрочем, не заставляют сильную половину человечества пересмотреть свое скептическое отношение к женщинам за рулем. Например, в результате проведенного в Испании исследования выяснилось: 78% опрошенных мужчин совсем не против, чтобы правами обзавелась их собственная жена, и в то же время 67% испанцев возражают, чтобы авто водили посторонние им дамы.
Автомобилистам обоих полов в принципе трудно понять друг друга, поскольку, как выяснили ученые из Университета Альберты (США), при выполнении одинаковых задач (по скорости реакции, моторике) у мужчин и женщин активизируются совершенно разные участки головного мозга. Большинство специалистов признают то факт, что у дам пространственная ориентация хуже, чем у их кавалеров. Так повелось с доисторических времен, когда женщина —хранительница очага — не могла отлучиться со стоянки племени, а мужчина — охотник — рыскал по окрестностям в поисках добычи. Вероятно, поэтому дамам зачастую так трудно составить маршрут поездки и правильно припарковаться, особенно используя задний ход. Впрочем, этот недостаток легко исправляется психологическим тренингом и опытом вождения. Теми же способами преодолевается присущий автомобилисткам страх управления транспортом. Кстати, психологи говорят, что если на авто красуется “дамский” указатель (изображение шляпки или туфельки), это значит, что его владелица чувствует себя на дороге весьма неуверенно.
К плюсам психологии леди за рулем относятся: осторожность, внимание к деталям, врожденная интуиция. Помимо этого, юные девушки менее горячи и бесшабашны, чем их сверстники мужского пола, отчего реже становятся виновниками ДТП. К интересному выводу пришли израильские исследователи. Они проанализировали поведение 800 супружеских пар, где оба имели права. Выяснилось, что если с годами мужья перенимали все лучшее в стиле вождения своих половинок, то жены, наоборот, заимствовали негативные привычки мужа-автомобилиста.
“Боевой конь” или дом на колесах?
В связи с различими в психологии мужчины и женщины совершенно по-разному подходят к выбору своей машины. Для джентльмена автомобиль — “боевой конь”, свидетельство его успеха, любимая игрушка (еще с мальчишеских игр “в машинки”), и только потом — средство передвижения. Для леди авто — это в первую очередь удобная техника для того, чтобы успеть добраться из пункта “А” в пункт “Б” и не тащить при этом на себе тяжелые сумки. Как свидетельствуют опросы, при покупке автомобиля дамы прежде всего обращают внимание на средства безопасности (ремни, подушки). Этим озабочены 97% клиенток автосалонов и всего 14% покупателей мужского пола. На втором месте у женщин — экономичность автомобиля. Его “аппетитом” на горючее интересуется 96% дам (против 33% среди мужчин). И лишь потом леди задумываются о внешнем виде своего четырехколесного друга.
По совокупности всех этих качеств опытная автомобилистка, финалистка проводимых журналом “За рулем” конкурсов Татьяна Федотова выстроила свой рейтинг наиболее подходящих “женских” моделей: “Если денег не считаю, покупаю небольшой японский джип, если денег нет — отечественную “девятку”. Ниже этого уровня уже не падаю, все-таки себя надо любить и уважать”.
Став автовладелицей, дама начинает обустраивать машину, наводить в ней уют, как в собственном доме. Например, обзаводится специальным держателем для сумочки, чтобы она не летала по салону на поворотах. Придуманы и специальные крючки для пакетов с покупками и для сменной обуви (проблема, абсолютна чуждая не носящим шпилек джентльменам). Некоторые “продвинутые” дамы используют специальный парфюм — “автомобильные” духи, развешанные в фигурных флакончиках по салону. Разнообразные рисунки на капоте (от портрета любимой кошки до репродукций известных художественных полотен) также привлекают дам. И служат, кстати, неплохим противоугонным средством. Столь заметное авто обычно отпугивает потенциальных воров.
СПРАВКА “ИЗВЕСТИЙ”
Первый автомобильный пробег на дальнее расстояние (100 км) в 1888 году совершила именно женщина — Берта Бенц, жена знаменитого изобретателя двухтактного двигателя Карла Бенца.
Инспектор петербургского ГИБДД Иван Пыленко
По моим наблюдениям, неважно, какой у женщины водительский стаж — хоть 2 года, хоть 20 лет. Хуже всего у женского пола обстоит дело с маневрированием. У меня есть автомобиль, и жена хочет сдать на права. Но я против. Даже если придется использовать служебное положение. Семейная политика простая — за рулем буду только я. Ну, вот сын подрастет, его еще научу.
Николай Буров, председатель комитета по культуре:
— Если честно, к дамам за рулем отношусь недоверчиво. Я вижу очень хороших водителей-женщин — но это чаще исключение. Судя по моей практике — я сейчас мало сам вожу машину, а когда-то водил ежедневно, — у дам реакция замедленная, владение дистанцией тоже не блестящее. Хотя встречал просто асов, но это редкость большая. Наверное, это женщины с характером, волевые – может, у них что-нибудь под юбкой не так, как у всех. Но, я, например, не люблю на дороге и джигитов. Предпочитал бы все-таки водителей с нордическим характером, независимо от пола.
Источник: http://izvestia.ru/spb/article3095674/