Автомобиль сегодня – это важный атрибут современной цивилизации. Ежедневно вместе с хозяевами просыпаются миллионы машин, которые наполняют днем улицы городов и деревень. Люди едут на работу и с работы. Люди едут на встречу или на отдых. Люди везут грузы, покупки, друг друга, домашних животных. Люди просто едут.
Без автомобиля жизнь сегодня представить очень трудно. Огромные цифры жертв автомобильных аварий приводят в содрогание, но люди не могут отказаться от всех машин. За год в России в автокатастрофах гибнет один небольшой город. Причем в числе погибших - все без разбору: и старые, и молодые, и дети. И это страшная плата за цивилизацию.
От чего зависят масштабы этой страшной ежегодной дани смерти? В числе главной причины аварий называют человеческий фактор. Это значит, что виновен водитель. Что же такого особенного нужно знать и уметь, чтобы водить автомобиль?
Огромным недостатком большинства автошкол является такое обучение вождению, когда все мастерство водителя сводится только к правильной манипуляции рычагами и педалями, то есть к технической стороне вождения. Подобные представления определяют ключевой момент ошибок при обучении вождению.
Это приводит к тому, что тысячи молодых людей ежедневно выезжают на дороги страны, думая о «правильном вождении» только в рамках манипуляции рычагами и педалями автомашины. При этом они мастерски переключают передачи, лихо «газуют», сноровисто крутят «баранку», а когда на перекрестке их машину бьет какая-нибудь другая машина, они лишь обреченно вспоминают: «Если не ты, так тебя…»
К сожалению, эта известная поговорка справедлива. Но она справедлива в потоке машин, которыми управляют в большинстве вот такие люди, которые подобной поговоркой снимают с себя ответственность за свое вождение.
Техническая стороны вождения была бы верна для вождения в пустыне, когда вождение зависит только от водителя. Но на дорогах в условиях города, например, вождение зависит не только от водителя, но и от ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ!
Вождение автомобиля в современных условиях – это не простое манипулирование рычагами и педалями. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ – ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ В РАМКАХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! В противном случае, гонщики бы не попадали бы в аварии. Но в жизни получается наоборот. Гонщики как раз в аварии и попадают.
Попадают в аварии не только те, кто технически хорошо управляет автомобилем и быстро ездит. Попадают в аварии и настоящие спортсмены по автогонкам. Потому что дороги общего пользования – это не гоночные трассы, где нет встречного движения, перекрестков, пешеходов и т.д. По улицам городов и деревень передвигаются по своим делам простые люди, и их целью не является достижение какого-нибудь рекорда скорости или времени.
Улицы городов и деревень предназначены для жизни, а не для гонок. И для нормальной жизни и придуманы правила для бесконфликтного и безаварийного движения. Соблюдение этих правил – это взаимодействие участников движения.
У всех участников движения есть общая цель – доехать без проблем. Хорошие водители взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели: они кому-то уступают, кого-то пропускают, кого-то предупреждают, например, сигналами поворота.
Хороший водитель предвидит ситуации, а для этого важны мозги. Хорошее воображение, умение моделировать ситуации, ставить себя на место других – это важные составляющие хороших мозгов. И чтобы стать хорошим водителем, нужно обратить больше внимания не на техническую сторону вождения, а на мышление.