Тюнинг начался, хмм... слово-то какое - Тю-ю-ю-юнинг, с прогоревшей прокладки головки блока и хлещущего тосола после активных покатушек зимой 1997 - 1998 года на Гребном канале. Тогда моя машина была самой что ни есть простой шахой 92-го года выпуска, объемом двигателя 1500 см. куб. (2103) и карбюратором Озон с принудительным открытием второй камеры - это в автосервисе на Рублевке знакомый парень приладил что-то... С этой прилаженной фитюлькой или пружинкой (если честно то я не помню, да и чайник я) машинка стала бегать заметно резвее, на чем я и остановил эксперименты с карбюратором. Шаровые опоры стояли усиленные, Воронежские по-моему, амортизаторы масляные отечественные. Да и пружины для поездок на дачу я поставил от 2104 (потом сильно жалел об этом). Ну да ладно, отвлекся я. И покатавшись на Ходынке и Гребном канале по зиме с таким комплектом я запорол движок, точнее пробил эту самую прокладку. На спидометре было тогда 68 тыс. км. Встал вопрос - что делать с таким дымящим движком? К тому моменту замурзыкать я его успел прилично, если это можно так назвать. Подсели колечки, масло стало исчезать в трубу. Решение предложил знакомый парень - на его четверке стояла турбина установленная в НАМИ. Машина летала при этом просто восхитительно, не было никаких проблем с загрузкой машины - мощи хватало на все, разве что работать турбина начинала с 3000...3500 тыс. об, и по загрузке на низах явно чего-то не хватало.
Сказано - сделано. Съездили, договорились о переборке движка и установке турбины. Всю эту канитель выполняли ребята из НАМИ. Работа заняла чуть ли не месяц. За этот месяц я установил на мою 2106 газовые амортизаторы, перебрал ходовую, поставил пятиступенчатую коробку передач. После установки движка началась долгая обкатка. Сильно на педаль не давил но и летала она дай Бог. Отличительной особенностью турбины было незаметное увеличение скорости. Вроде и не хотел разгоняться, а на спидометре 140. Трудновато в первое время дистанцию держать было. Помпу системы охлаждения довели до ума (что-то там с зазорами намудрили). Да, забыл - помимо переборки движка ребята поставили нивский распред. вал и 73-й Солекс, но о нем потом. После обкатки начались настройки турбины и карбюратора. Настроить и сделать нормальным давление в компрессоре турбины удалось быстро, но не надолго. Через месяц начались проблемы с перепускным клапаном, который травил воздух по полной программе, зато когда он работал... Эххх ... Суть какая - давление на выходе девалось в никуда, а про карбюратор вообще умолчу. С настройкой карбюратора ребята явно оказались не спецы. Подбор жиклеров тянулся бесконечно долго и безрезультатно (расход бензина прыгал при этом от 10 до бесконечности). Стрелочка указателя уровня бензина при открытой второй камере заметно на глаз двигалась к нулю. В таком плачевном состоянии я и приехал на ул. Зорге, 7 к KАРТЮНИНГ.
Замена карбюратора и установка вала дала очень интересные результаты, после установки и пробных покатушек изменения были но мне было этого маловато. Ожидал, если честно, большего. Ларчик открывался просто - на тот момент турбина не работала (давление на выходе было 0.1, 0.2 ) И портила своим присутствием все удовольствие. Что с ней было - это вопрос, который до сих пор остается открытым и до сих пор я не могу найти на него сколь-нибудь вразумительного ответа. После наезда на народ из НАМИ с просьбой сделать что нибудь с ней, они сделали. Что именно, не знаю, но после этого давление 0.3-0.6. Этого хватает что бы летать со скоростями 160 по трассе (С голой турбиной без низового вала максималка была 180) и при этом именно ДИНАМИЧНО разгоняться за счет вала и карбюратора ;-) Для города это что-то! 80-й вал для городской езды это то, что надо - приятно, честное слово. Машина по ощущению бежит очень ровно, крутящий момент распределился туда, куда надо - на низы! И это здорово! Дальше 3000 тыс. зашуршала турбинка, на которую я тоже не нарадуюсь с открытой второй камерой на карбюраторе, и с 3000 об/мин. машина прыгает вперед. ;-) Осталась одна проблема на которую пока можно закрыть глаза - это рывки на приоткрытой второй камере и при запуске турбины имеют место рывки непонятного происхождения. По рекомендациям народа из НАМИ надо просчитывать жиклер 2 камеры, чем они и попытались заняться, а пока они считают, я езжу и получаю удовольствие от моей машины. Если сравнивать что было и что есть, то это небо и земля.
Отзыв начну с того что не отлаженная турбина установленная в НАМИ первое время после установки низового вала и карбюратора только вредила и особой прибавки мощности от нее не было... После трехнедельных покатушек с такими делами я доехал до ставшего уже родным НАМИ и доделав турбину, подняв давление до 0.3 0.4 вырулил пробовать это все на МКАД. Ну и ощущения, скажу! На низах машина стала резвее. Как бы это сказать... намного! Стреляла с места и неслась очень хорошо. Картина следующая до 3000 об. идет очень приятный разгон и ускорение, потом начинает работать турбина. Впечатление такое, что крутящий момент остается постоянным начиная с 1500 об./мин. Максималка уменьшилась с прежних 180 км./ч до 160. Втыкаешься как в стену и потом очень долго набираешь дальше. С другой стороны, такие скорости на классике и не нужны. Просто СТРАШНО (подвеска требует срочного вмешательства и капитальной доработки). По городу ездить одно удовольствие - как и в агрессивной манере, так и в спокойной. Переключаешься намного раньше. Набор ровный, без подхватов, но ОЧЕНЬ ДИНАМИЧНЫЙ! Это классно. Хотелось бы еще сказать пару слов по поводу установки тюнингового 073 Солекса от КАРТЮНИНГА на мою и брательникову машину. Все предыдущие попытки установки 73 Солекса на мою шестерку заканчивались фиаско. Карб от КАРТЮНИНГА - это чудо. 20 тыс. с момента установки я не знал с ним проблем, учитывая кошмарное качество бензина на заправках. Машинка бегает просто класс. Что такое гуляют обороты холостого хода я просто забыл (а до этого были проблемы), динамики хватает, но что главное - с рабочей турбиной и этим карбюратором я вписываюсь в приемлемые рамки по расходу топлива. Единственное, на что приходится разорятся, так это фильтры тонкой очистки через 5-6 тыс. пробега. Разгон на машине стал очень мягкий и приятный, без провалов и резких подхватов. Брат свою девятку просто не узнал и теперь жалеет что не заказал сразу низовой вал. С карбюратором проблемы на ней отпали вообще. До этого каждые 5-6 тысяч ездил мыть. Проблема с холостым ходом и провалами отпала тоже. Динамики хватает с избытком.
РWBR Alexey Polovin
Berkut