Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автомобильные статьи Безопасность Вашего авто Замки рулевого вала – популярная противоугонная механика

Замки рулевого вала – популярная противоугонная механика

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Станислав БИРЮКОВ
Журнал «12 ВОЛЬТ»

Продолжая тему механических противоугонных устройств, мы рассмотрим самый молодой вид противоугонных блокираторов для профессиональной установки. Десять лет назад появился первый блокиратор рулевого вала «Гарант» – продукт отечественной компании «Флим». На протяжении значительного временного периода замки рулевого вала были предназначены преимущественно для автомобилей отечественного производства. В настоящее время ассортимент моделей стал значительно шире, и для многих моделей автомобилей иностранного производства уже существуют решения подобного типа.

hspace=5При всем богатстве выбора альтернативных решений, конструкция блокираторов рулевого вала принципиально едина для всех, хотя отличительные особенности у каждого производителя, безусловно, есть.

На рулевой вал устанавливается муфта, состоящая из двух частей и скрепляемая на валу винтами. При этом вал, как правило, имеет круглое сечение, а муфта держится исключительно за счет силы трения. Муфта имеет направляющие или отверстие для всовывания блокирующего элемента, который принято называть стопором или штырем, в зависимости от размеров. Блокирующий элемент имеет фиксатор-защелку (ригель), закрепляющую его в муфте, и личинку замкового механизма, с помощью которого защелка отодвигается, и позволяет пользователю извлечь блокирующий элемент из муфты. В запертом положении блокирующий элемент входит в технологическое отверстие либо полость. Границы отверстия ограничивают движение блокирующего элемента, а следовательно, угол поворота рулевого вала.

Мы можем гордиться, что идея целого класса противоугонных устройств была зарождена, воплощена и получила массовое распространение в России, а не где-нибудь еще. При этом долгое время устройства эти производились исключительно для отечественных же автомобилей, даже иностранными мануфактурщиками. Именно для наших машин альтернатива блокираторам трансмиссии и капота востребована в наибольшей степени. Поскольку на классических «Жигулях» и «Нивах» эффективность замков капота и трансмиссии оставляет желать лучшего.

Да и необходимость профессиональной установки блокираторов рулевого вала очевидна далеко не для всех. Например, специалисты Mul-T-Lock считают, что их блокираторы рулевого вала вовсе не требуют профессиональной установки (и тем самым фактически приравнивают его к «клюшкам»). Тогда как другие производители комплектуют муфту срывным крепежом или регламентируют момент затяжки крепежных винтов, подчеркивая тем самым неэффективность непрофессионального монтажа. Кстати, исторически первая и ныне все еще живущая модель замка капота тайваньского производства, по мнению производителей, предназначалась именно для непрофессиональной установки. Но что касается того замка капота – уж больно рискованная была сама процедура монтажа, да и «приладить» устройство на некоторые модели авто дилетанту без опыта было просто нереально. Что же касается замков рулевого вала – установить такой блокиратор реально по плечу практически каждому. Просто надо иметь в виду, что в каждом деле есть свои особенности, понимаемые не с первого раза.

Можно провести аналогию с компьютером. После окончания вуза я много лет не пользовался «персоналкой», и когда наступило понимание, что без этого предмета никак нельзя, пришлось знакомиться с Windows, и не только с эксплуатацией, но и с инсталляцией. Все, как говорится, в свой срок. И вот после первой установки на свой компьютер операционной системы спрашиваю бывшего однокурсника, ставшего к тому времени специалистом в области информационных технологий:

– Скажи мне Саша, что за ерунда у меня с компьютером? Ведь только недавно Windows переустановил, а уже такое началось…

– Ну, значит, криво поставил.

– Что значит «криво»? И как это можно криво поставить? Это ведь всего лишь набор заранее предопределенных формальных процедур!

– Представь себе, что я захотел сам впервые в жизни установить автосигнализацию, не советуясь с тобой. У сигнализации есть инструкция по установке. Я же не дурак и, руководствуясь данной инструкцией, я обязательно все установлю. Но сделаю это как?

– Криво!

Итак, сойдемся на авторском мнении, что профессиональная установка блокираторам рулевого вала все-таки нужна. А если кто-то возразит, дескать, при установке изделий этого типа очень трудно что-либо перепутать или неправильно понять, пусть тот мастер для начала озвучит необходимый момент затяжки болтов. Другое дело, что и в профессиональных условиях нередко можно столкнуться с непрофессиональным подходом, но это уже издержки (трудно сказать издержки «чего», но издержки – это точно). Несмотря на простоту установки, все изделия комплектуются подробной цветной инструкцией по установке.

Напомним читателям список основных качеств, которые стараются обеспечить разработчики механических противоугонных устройств:

  • Надежность (как в режиме обычной эксплуатации, так и против взлома);
  • Эргономика (удобство пользования), эстетика (привлекательный внешний вид);
  • Технологичность установки (в отличие от первых двух, данный показатель интересует установщиков, а не потребителей);
  • Технологичность производства (вообще никого не интересует, кроме самих производителей).

Однако каждый понимает гармонию в сочетании этих качеств по-своему. Поэтому, существуют блокираторы рулевого вала – и массивные, и изящные. Пользоваться ими в любом случае не очень-то удобно, и хотя в установке нет ничего сложного, но опять-таки неудобства присутствуют. Рассмотрим продукцию основных производителей и поставщиков блокираторов рулевого вала.

«Гарант», производитель и поставщик ООО «Флим»

«Гарант»,
«Гарант», производитель и поставщик ООО «Флим»
О популярности «Гаранта» говорит целый ряд существующих копий и подделок. Да и концепция большинства блокираторов рулевого вала базируется на принципах «Гаранта». Стопор защелкивается в салазках, при этом закрывает собой крепеж муфты. Остальное нюансы.

Противоугонный механический замок «Гарант Блок» выпускается фирмой «ФЛИМ» с 1995 года. Охватывает практически весь модельный ряд отечественных автомобилей и некоторые модели автомобилей иностранного производства. В настоящее время существуют модификации:

  • «Гарант Блок Стандарт» – наиболее распространенный вариант для отечественных автомобилей, стопор вставляется без ключа.
  • «Гарант Блок Оптимал» – также существует для отечественных автомобилей, стопор вставляется с помощью ключа.
  • «Гарант Блок Люкс» – самый современный вариант, отличается улучшенным исполнением: повышенным качеством стали и личинкой замка фирмы Abloy (двусторонний ключ). Стопор вставляется без ключа. Предназначен для автомобилей отечественного и иностранного производства.

Sentry Viking, поставщик – компания «Вист Сервис»

Sentry
Sentry Viking, поставщик – компания «Вист Сервис»
Блокиратор сделан по образу и подобию «Гаранта», но имеет некоторые особенности. Некоторые отличия в геометрической форме стопора сразу позволят идентифицировать Sentry Viking. Личинка с пиновым механизмом защищена от высверливания пинами разной степени твердости (то есть нет вращающейся шайбы на торце стопора). Главная же особенность состоит в том, что стопор фиксируется на муфте не одной, а двумя защелками, расположенными с разных сторон.

Mul-T-Lock CSL, производитель и поставщик Mul-T-Lock

Mul-T-Lock
Mul-T-Lock CSL, производитель и поставщик Mul-T-Lock
Замки рулевого вала Mul-T-Lock появились словно в противовес «Гаранту», с отличительным изяществом. Наглядный пример движения навстречу потребительскому спросу, этот замок условно можно охарактеризовать как «женский» вариант «Гаранта». Изделие удобно в обращении, не вызывает нареканий и внешний вид. Основные (защитные) свойства изделия вызывают некоторые сомнения, но для «женского» варианта это не столь важно.

Особо нужно отметить идею так называемых мастер-комплектов, о которых не было сказано в прошлый раз, когда рассматривались замки капота. Мастер-комплекты представляют собой несколько блокираторов разного типа для одной модели автомобиля с идентичными личинками. Таким образом, несколько замков открываются одним ключом, что еще больше повышает удобство пользования.

Dragon, производитель и поставщик «Цербер-М»

Dragon,
Dragon, производитель и поставщик «Цербер-М»
Замки рулевого вала Dragon также отличаются изяществом и блеском. При этом к пользовательской продуманности можно прибавить продуманность функциональную. Это самый молодой, и еще не зарекомендовавший себя вид блокираторов рулевого вала. Однако обратить внимание на него все-таки стоит. В качестве блокирующего элемента используется штырь круглого сечения. Это означает, что муфта имеет для него отверстие вместо салазок для стопора. Движение штыря у блокиратора Dragon не всегда ограничивается штатными технологическими отверстиями и нишами. Для обеспечения удобства пользования при необходимости применяются дополнительные элементы, образующие отверстия под штырь в заблокированном положении. Дополнительные элементы устанавливаются при помощи срывного крепежа. Кроме того, при необходимости применяются срывные элементы для соединения составляющих самого рулевого вала. Формируются и поставляются мастер-комплекты.

Дополнительные замки зажигания

На отечественном рынке существуют и блокираторы рулевого вала другого – бесштыревого типа. Чтобы не путаться и не вносить сумятицу в понятия, будем называть их дополнительными (доработанными, модернизированными или усовершенствованными) замками зажигания.

Этот тип блокираторов, как никакой другой ориентирован на отечественные автомобили. Изначально на отечественные авто были ориентированы многие замки. Например, блокираторы рулевого вала, зарождавшиеся как класс примерно в одно время с дополнительными замками зажигания, тоже долгое время производились только для автомобилей российского производства. Но многие производители блокираторов рулевого вала в настоящее время интенсивно осваивают рынок охранных средств для иномарок. С дополнительными замками зажигания такой картины пока не наблюдается и, пожалуй, не будет наблюдаться в ближайшее время.

Дело в том, что сама идея доработки замков зажигания возникла из-за наличия так называемых «конструктивных дыр» в штатных замках зажигания отечественных автомобилей, точнее в той их части, что отвечает за противодействие угону. Ведь замок зажигания – это в первую очередь «замок». Он не только коммутирует электрические цепи, но еще механически запирает рулевой вал. Роль штатного механического противоугонного устройства здесь выполняет подпружиненный запорный ригель, встроенный в замок зажигания. Принцип его работы прост. Как только водитель вынимает ключ из замка, запорное устройство переходит в режим охраны и запирает рулевую колонку при попытке повернуть руль.

Методы преодоления защиты, заключенной в замке зажигания, давно известны злоумышленникам. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сия деталь автомобиля производится в течение многих лет без каких-либо изменений и модернизаций. Кроме того, на многих сошедших с конвейера автомобилях остаются целыми головки болтов крепления замка, которые должны быть сорваны. Это значит, что при аккуратном подходе к делу запорное устройство можно снять с помощью обыкновенного инструмента. И если штатные замки зажигания на иномарках иногда реально спасают автомобиль от угона, то в отечественных автомобилях они не являются препятствием для злоумышленника.

Ломать штатный замок зажигания злоумышленнику требуется практически при любом способе угона, поэтому надежная и эффективная защита этого узла автомобиля значительно повышает защиту автомобиля в целом. Специалисты компании «Автобезопасность» из Екатеринбурга (производителя замков зажигания марки «Барракуда», получивших сегодня самое широкое распространение) различают два основных способа силового взлома штатного блокиратора в замке зажигания:

  • резкий поворот руля – ломается силуминовый корпус замка зажигания так, что запорная собачка почти не мешает вращению рулевого колеса;
  • проворот секретной части замка отверткой или воротком, которые с силой забиваются в замочную скважину.

Эти способы эффективно работают в большинстве автомобилей отечественного производства, исключение составляют классические ВАЗы, для которых этот способ взлома уступает по эффективности разборке замка зажигания. Угонщику нужно лишь снять пластмассовый кожух и простой отверткой подцепить выполненный из тонкой жести «защитный» колпачок, затем вынуть секретную часть замка зажигания. После этого не надо даже соединять провода – замком можно пользоваться так же, как и с ключом.

Все мифы про кислоту, жидкий азот, подбор ключей и т.п. имеют право на существование, но надо понимать, что все подобные способы требуют, во-первых, большого количества времени – больше 10 минут. Во-вторых, химические способы требуют большого количества реактивов, сложностей с хранением и массы других не нужных угонщику операций (а работа с жидким азотом – это вообще отдельная тема). Подбор ключей под силу лишь высокому профессионалу и также не очень быстр.

В настоящее время на отечественном рынке получили распространение модернизированные замки зажигания следующих марок:

  • «Зубр»
  • «Барракуда»
  • «Гарант Бастион»
  • Sentry-Mask
  • «БЛЭК»

«Зубр», производитель – «Винт-Сервис»

«Зубр»,
«Зубр», производитель – «Винт-Сервис»
Принцип действия этих замков практически не отличается от принципа действия штатных замков зажигания. Сопряжение с силовыми электроразъемами, крепление к рулевой колонке и способ ее запирания – все в точности совпадает со штатным замком. Совпадает и типоразмер – все отверстия пластиковой облицовки рулевой колонки используются по своему назначению. Но, при этом в «Зубре» реализовано больше защиты, да и выглядит он более массивно.

Существуют модификации для «классических» (ВАЗ 2104-2107 и 2121) и переднеприводных моделей. Твердосплавный запорный ригель по заверениям производителя выдерживает нагрузку до 3-4 тонн (приводя такую характеристику, неплохо было бы проинформировать об условиях, при которых она рассчитана). Секретная часть Зубра выполнена на основе цилиндрового штифтового механизма торцевого типа, теоретическое количество кодовых комбинаций в котором составляет 10000.

«Барракуда», производитель – «Автобезопасность»

«Барракуда»,
«Барракуда», производитель – «Автобезопасность»
Под этой маркой производятся замки зажигания для переднеприводных и классических ВАЗов, а также для ГАЗ 3110 и ГАЗель. По сути дела – это тот же штатный замок, но заключенный в бронированный кожух и с измененной конструкцией секретного механизма. Модельный ряд изделий с названием «Барракуда» в настоящее время весьма широк. Рассмотрим составные элементы замков зажигания этой марки по принципу «от простого к сложному». Первая из моделей, предназначенная для переднеприводных ВАЗов обязательно имеет в своем составе следующие элементы (замки серии «Х», с обычным для переднеприводных ВАЗов ключом зажигания):

  • Стальной кожух, который подобно тискам укрепляет «родной» штатный силуминовый корпус замка зажигания, крепит замок на рулевой колонке и защищает корпус от разрушения при силовом провороте рулевого вала.
  • Цугали (пластинки задающие секретную комбинацию замка), выполненные из закаленной инструментальной стали, исключают возможность силового проворота секретной части замка.
  • Бронированная крышка надежно защищает контактную группу и доступ к секретной части замка.
  • Срывной болт изготовлен из высококачественной стали со специальной термообработкой, что предотвращает его высверливание.
  • Предохранительная планка, надежно фиксируется в продольном направлении скобой и полностью исключается возможность доступа к болтам крепления корпуса.

Некоторые модификации замков серии «Х» имеют следующие дополнительные элементы:

  • Защита стартерной цепи – на моделях для ВАЗ серии 2110 стоит реле защиты стартера от замыкания замка зажигания, которое является распространенной неисправностей данного автомобиля.
  • Специальная защитная шайба из высоколегированной стали, установленная между личинкой замка и крышкой, делает невозможным взлом секретной части замка при помощи отвертки или твердосплавного воротка.

Также существует модель с кнопкой стартера (как на некоторых американских авто), удачно вписывающейся в панель автомобиля. А для автомобиля Шевролле-Нива, кроме того, предусмотрена возможность сохранить штатный иммобилайзер (с устройством идентификации в ключе).

Противоугонный механический замок «Барракуда» серии «Z» является еще более усиленным вариантом замка зажигания и выпускается для автомобилей ВАЗ серии 2110 и ГАЗ серии 3110. Серия «Z» обладает следующими особенностями:

  • Все детали выполнены из высокопрочных материалов, не поддающихся разрушению. Секретная часть с вертикальным пиновым механизмом позволяет добиться высокой степени криптостойкости (устойчивость к подбору ключа).
  • Защита от проворачивания секретного механизма замка не позволяет взломать замок сверткой.
  • Кнопка запуска двигателя облегчает управление автомобилем и позволяет владельцу следовать современным тенденциям в тюнинге.
  • Защита от высверливания делает замок практически неуязвимым для угонщика.

Кроме того, для ВАЗ серии 2110 дополнительно:

  • Защита стартерной цепи продлевает ресурс работы стартера и втягивающего реле.
  • Возможна поставка «Барракуды» серии «Z» под заказ, с секретным механизмом увеличенной криптостойкости, высокой ценовой категории.

Механический противоугонный замок «Барьер» для «классических» моделей ВАЗ – это, по сути, бронированный замок зажигания с усиленными элементами всех механизмов. Плюсом «классического» заводского замка являются качественные запирающие элементы (цугали), в «классике» они выполнены в виде высокопрочных стальных стержней, «свернуть» их весьма проблематично. А вот ригель замка, состоящий из двух деталей, как раз и является самым слабым местом во всей его конструкции.

Внешне «Барьер» почти ничем не отличается от штатного замка зажигания, однако, имеет следующие преимущества:

  • Штатный составной ригель заменен на цельный, из высокопрочной термообработанной стали.
  • Личинка замка фиксируется в корпусе штифтом, что позволяет блокировать доступ к вращающимся частям замка и предотвратить расстопорение ригеля. Когда «Барьер» установлен в рулевую колонку, штифт недоступен для высверливания, т.к. перекрыт рулевым валом.
  • Кроме того, на «классике» замок зажигания можно снять, только имея ключ, поэтому при установке «Барьера» отпадает необходимость его крепления болтами.

Гарант Бастион, производитель и поставщик ООО «Флим»

«Гарант Бастион» разработан специально для автомобилей семейства Lada 2110. Также имеется возможность установки на Chevrolet-Niva, «Калину», Samara-2 (2114, 2115), УАЗ-3162 «Симбир» и УАЗ-3163 «Патриот». «Гарант Бастион» имеет то же предназначение, что и другие замки зажигания, при этом оригинальная конструкция замка позволяет существенно расширить его возможности. Механизм «Гарант Бастион» жестко фиксирует стальной ригель в пазе вала рулевого управления, обеспечивая повышенную устойчивость от угона автомобиля. Высокая криминальная стойкость «Гарант Бастион» обеспечивается использованием высококачественных металлов с последующей термообработкой. В замковой части используется высокосекретный механизм фирмы Abloy.

Блок коммутации «Гарант Бастион», помимо функции управления зажиганием, имеет дополнительные функции:

  • блокировка от повторного включения стартера при работающем двигателе;
  • отключение стартера в переходном режиме работы двигателя от пусковых оборотов к рабочим, происходит при 340-360 об/мин.

Большие функциональные возможности и высокие эргономические свойства достигаются за счет разделения функций управления работой замка на два органа управления:

  • ключ (блокировка и разблокировка вала рулевого управления),
  • рукоятка (включение/выключение зажигания и стартера).

Разделение органов управления позволяет реализовать режимы «Автосервис» и «Стояночный прогрев». Сервисный режим – уникальная возможность сдачи автомобиля на обслуживание, без передачи ключа, достигается оригинальностью конструкции механического замка, что делает невозможным изготовление копии ключа посторонними лицами без ведома хозяина. В этом режиме рулевой вал разблокирован, зажигания и стартер включаются при помощи рукоятки, без ключа.

Режим стояночного прогрева служит для прогрева автомобиля в условиях стоянки. В этом режиме рулевой вал заблокирован, возможность зажигание и стартер включаются рукояткой.

В 2005 году ООО «ФЛИМ» приступил к переходу от универсального замка «Гарант Бастион 114.Е» к производству замков, учитывающих конструктивные особенности различных автомобилей. В новых замках были учтены все требования ОАО «АВТОВАЗ», выявленные во время проведения сертификационных испытаний на автомобилях. В основном изменениям была подвержена электрическая часть замка «Гарант Бастион».

Есть у модернизированных замков зажигания пара общих преимуществ:

  • Они практически невидимы невооруженным глазом, то есть не только не вносят изменений в интерьер салона, но также могут явиться полной неожиданностью для злоумышленника.
  • В отличие от большинства противоугонной механики, их нельзя забыть поставить на охрану. От владельца не требуется никаких дополнительных манипуляций: не надо вставлять блокирующие штыри, нагибаться, ловить положение чего-либо, иметь дело с массивными «железяками». Переоценить это качество трудно. Соблазн «сбегать по быстрому» и ничего не запирать всегда велик, а в таких случаях чаще всего и происходят угоны.

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.