На носу зима, а вместе с ней и гололёд. Для автолюбителя – неприятное время – как бы не попасть в аварию. Но аварии, увы, случаются часто! Хотя мы очень хотим уберечь вас от неприятностей, и публикуем советы известного специалиста в этой области, нашего постоянного автора.
УДАРЬ ПО ТОРМОЗАМ!
Торможение на машинах с АБС.
Однажды я взял в руки руководство по эксплуатации Форда Фокус, всеволжского производства пролистал, прочёл, и по букве инструкции вышло вот что: В экстренной ситуации выжмите педаль сцепления (!) и непрерывно прикладывайте полное усилие к педали тормоза. Далее сказано, что система АБС поможет, при наличие пространства, объехать препятствия, и рекомендовалось освоить данную технику торможения ( стр.142). Вот это да! Здесь стоит разобраться подробнейшим образом.
Почему ударить? Дело в том, что АБС включиться в работу, только на границе блокирования шин, то есть в самом начале «юза». Значит, осторожное обращение с педалью тормоза здесь уже не годится. Более того, излишне нежное торможение может даже повредить, так как будет происходить без участия системы, а значит, машину может понести. Правда, как только это произойдёт, водитель сильнее нажмёт на педаль тормоза и АБС включится. А значит, рулём можно будет подправить положение машины на дороге. Ещё одна особенность состоит в том, что современные системы АБС любят работать «без посторонней помощи», то есть без использования тормозного момента двигателя. Кроме того, современные двигатели, благодаря электронному управлению впрыском топлива и катализаторам реагируют на сброс газа довольно вяло, что делает торможение двигателем менее эффективным, чем на старых машинах с карбюраторными моторами. Рекомендация очевидна: переключение на понижающую передачу при торможении на современных автомобилях не требуется. Более того, для объезда препятствия в режиме экстренного торможения ( особенно на скользкой дороге) рекомендуется выжимать сцепление. Да, это правда!
Так, так! Вспомним первые шаги или точнее, первые километры любого водителя. Для остановки автомобиля, который движется на первой передаче, обучаемый, безусловно, сначала должен выжимать сцепление, потом, притормаживая, остановить автомобиль. Здесь кроется одно из главных противоречий. Дело в том, что при движении на второй и на третьей передаче, что является следующим этапом обучения, алгоритм действий прямо противоположный, - ученик должен сначала нажимать на тормозную педаль, и только когда автомобиль значительно снизит скорость – выжимать сцепление, чтобы при полной остановке не заглох двигатель. К сожалению, инструктора по вождению автомобиля старой школы не придавали этому никакого значения. Для них было главным, чтобы при остановке машина не дергалась, а двигатель не пытался заглохнуть! Понятно, что именно по этой причине большинство российских водителей обученные неверному приёму так и поступают: при экстренном торможении сначала выжимают сцепление. Но, нажимая педаль сцепления и тормоза одновременно, водитель тратит драгоценные секунды, запаздывая с экстренным торможением. Цена этих секунд может быть очень большой. Поэтому водитель должен твердо усвоить: сначала сцепление, потом тормоз –для маленькой скорости, а во всех остальных случаях надо действовать наоборот: сначала тормоз, а потом, когда машина почти остановилась, выжимать сцепление. Тем более, когда речь идёт об экстренном торможении, выжимать сначала сцепление всегда считалось грубейшей ошибкой.
Теперь не подлежит сомнению, что на автомобиле, оснащённом АБС при экстренном торможении надо действитель нажать на педаль сцепления одновременно с тормозом. Именно так и надо поступать. Так считает двукратный чемпион мира по ралли, немец Вальтер Рёрль,так считает ваш покорный слуга. Выходит, что российский водитель дождался своего звёздного часа и теперь его считавшийся специалистами неверным метод торможения стал, наоборот, абсолютно правильным благодаря АБС. Так оно и есть. И произошло это исключительно этому гениальному изобретению и широкому использованию в своих автомобилях практически всеми автопроизводителями.
При торможении на машине, оборудованной антиблокировочной системой тормозов (АБС), возможна только кратковременная блокировка шин. Никаких черных полос на асфальте не останется. Понятие «юз» в торможении с АБС как таковое отсутствует. Именно поэтому на машинах, оборудованных АБС тормозить гораздо легче. Главное, даже при экстренном торможении можно подруливать, и автомобиль вряд ли развернет. Это основной и очень существенный плюс. Поэтому, не ошибусь, если назову АБС-лучшим автомобильным изобретением прошлого века. Но не стоит думать, что АБС сокращает тормозной путь! Известный немецкий автогонщик Кристиан Даннер, много лет ведущий рубрику «советы по вождению» в немецком журнале «AutoMotorundSport», при каждом удобном случае считает своим долгом напоминать водителям: «ошибочно считать тормозной путь автомобиля с АБС короче, чем без антиблокировочной системы. Главная заслуга АБС в том, что при экстренном торможении машина остаётся управляемой!»
На современных автомобилях тормозная система стала очень эффективной и торможение со скорости в 100 км/час до полной остановки длится всего 2,6 секунды. Но главное, что автомобиль снабжённый АБС абсолютно не меняет своего прямолинейного положения на дороге, даже если за рулем начинающий водитель. Пересаживаясь на автомобиль без АБС, надо помнить о разницев особенностях торможения. Главная особенность состоит в том, что для экстренного торможения достаточно просто «ударить по тормозам», то есть сильно нажать на педаль тормоза. Всё остальное сделает за водителя АБС.
Если АБС вышла из строя - загорается надпись АБС в окошке, что размещается на комбинации приборов. В этом случае, автомобиль тормозит как без АБС. Это означает, что продолжать движение на нем можно, но всё же лучше ехать в сторону автосервиса.
Как, практически любая электронная система, вмешивающаяся в управление автомобилем, АБС имеет свои недостатки. Проявляются они весьма неприятным образом, то есть в значительном увеличении тормозного пути в некоторых ситуациях. Их и рассмотрим. Во-первых, при подскоке колёс на асфальте ( а он неизбежен, если тормозить приходится на «гребёнке») АБС включается раньше обычного и тормозной путь сильно увеличивается. Система работает правильно только при наличие контакта всех четырёх колёс с покрытием. Здесь требуется пояснение. При ударе ступней левой ноги по тормозной педали ( а мы знаем, что именно так и надо тормозить с АБС), шины какое-время, вернее буквально пару мгновений, находятся в начальной стадии «юза», что и обеспечивает интенсивность торможения. То есть торможение происходит как бы на грани скольжения шин, что и обеспечивает короткий тормозной путь. Во всяком случае, не длиннее, чем на машине без АБС ( на которой при экстренном торможении шины идут в «юз»). В этом случае, то есть при торможении на однородном покрытии АБС вступает в работу, только если машину в торможении начинает разворачивать, что вызывает разность скорости вращения колёс, считываемую датчиками и отправляющими эту информацию в компьютер. Он и включает АБС. Иное дело, когда как в нашем случае, колёса оказываются в воздухе. В этот момент моментально включается АБС и тормозной путь значительно увеличивается. Этот эффект был обнаружен одним из наших автогонщиков на трассе «Невское кольцо», где в зоне эффективного торможения, перед поворотом «пирс» как раз имеется участок волнистого асфальта. Обнаружен, постфактум, после того, как аварии, то есть столкновения с отбойником ему, увы, избежать не удалось. Случился этот инцидент несколько лет назад, когда на российской трассе впервые за всю историю автогонок на кольцевой трассе появились машины с АБС (Фольксваген Поло). Во-вторых, тот же эффект раннего включения АБС наблюдается, когда экстренное торможение приходится на участок асфальта, на котором рассыпан гравий или который покрыт песком или грязью. В третьих, в экстремальной ситуации, когда машина вылетает с трассы на траву, тормозить практически бесполезно. Опять вмешательство АБС только ухудшает ситуацию. Лучше бы в этот момент колёса были заблокированы и тогда они буквально вгрызлись бы в землю, собирая перед собой валики из земли. Тогда тормозной путь был бы намного короче. Точно так же при торможении на голом льду у водителя создаётся ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Как это ни покажется странным, но и на если бы колёса пошли в юз, проку было бы больше. Ещё лучше бы применить импульсное или прерывистое торможение, но с АБС это невозможно. Вот таким образом информация, полученная на гонках, помогает создать полную картину минусов этой умной, и, безусловно, очень полезной системы. А знать минусы очень полезно и обычному водителю.Немецкие инженеры говорили, что с системой АБС время круга на одну секунду ( а в гонках это немало!) лучше, чем если её отключить. Это абсолютно справедливо для прохождения мокрой трассы или если за рулём начинающий гонщик -АБС не допустит ошибок при торможении.
Источник: http://www.tatauto.ru/