Служба Сервиса

Новости региона и мира, авто новости и статьи на любую тему и вкус

Вы тут: Автомобильные статьи Обзоры, тесты Отказываются возмещать ущерб. Что делать?

Отказываются возмещать ущерб. Что делать?

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, сотни тысяч российских автовладельцев не довольны работой страховых компаний

Ждать или забить?

Несколько лет назад я купил машину в кредит. Обязательным условием сделки стало оформление на авто полиса КАСКО — страхования от всего на свете. Причём выбрать страховщика можно было лишь из списка компаний, предложенных банком. Цена вопроса составила в год несколько десятков тысяч руб. — почти 10% от стоимости нового четырёхколёсного имущества. И вот случай оправдать затраты представился. Нет, я не попал в ДТП. Просто какой-то «чайник», маневрируя во дворе, напрочь снёс моему японскому железному коню боковое зеркало, продрал бок от заднего до переднего бампера и был таков. В страховой посоветовали вызвать ГИБДД.

Приехавшие спустя несколько часов автоинспекторы отказались заниматься этим случаем под предлогом, что «неизвестное лицо могло нанести ущерб автомобилю из хулиганских побуждений». А значит, оформление бумаг переходит в ведение участкового инспектора. Всего на сбор необходимых документов и беготню между участковым, офисом страховщика, снова участковым, райотделом внутренних дел с экспертами, штампами и подписями ушло больше недели моей жизни.

Следующие несколько месяцев я проездил с примотанным скотчем разбитым зеркалом, чудом уворачиваясь от других участников движения. В страховой мне объяснили, что я, конечно, могу за свой счёт поменять необходимую деталь, но гарантировать возврат потраченных на это средств никто не может. Тем временем ободранные двери и крылья покрылись ржавчиной. «Наше руководство для получения прибыли идёт на разные хитрости: затягивает выплаты, занижает их размер и т.д., — рассказал мне знакомый сотрудник страховой компании, — Некоторые компании даже скрывают реальное число клиентов и кладут деньги за полисы себе в карман! Именно поэтому до сих пор не создана единая база всех полисов обязательного страхования. А недавно нам вообще приказали для клиентов по КАСКО готовить документы на ремонт максимально долго. Ведь есть вероятность, что владелец либо плюнет и починит авто за свой счёт, либо врежется тем же боком ещё раз и тогда вместо двух ремонтов надо будет делать только один. Как говорит народная мудрость «где машину не страхуй, всё равно хрен чего получишь!».

Попытавшись добиться справедливости через Российский союз автостраховщиков (РСА), я узнал, что там вообще не занимаются страхователями по КАСКО. И лишь под угрозой журналистского расследования в итоге удалось выбить обещание поставить машину в сервис до конца 2010 г. О том, как надо поступать сотням тысяч россиян других профессий, имеющих проблемы с выплатами по КАСКО и ОСАГО, я выяснил у экспертов.

Жаловаться и судиться!

«Подавляющее большинство российских автомобилистов вынуждены каждый год покупать полис ОСАГО, — рассказал «АиФ» Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. — В 80% случаев они остаются недовольны работой страховщиков. Одно из наиболее частых нареканий — денег, полученных при возмещении ущерба, не хватает на ремонт авто. Это, как правило, связано с тем, что оценочная контора, называемая независимой, на деле сотрудничает со страховой компанией и неизменно занижает размер ущерба, а значит, и выплаты. Однако, даже при справедливой оценке страховщики нередко либо выплачивают меньшую сумму, либо вообще отказывают в выплате. Так поступают в расчёте, что из-за нескольких десятков тыс. руб. никто не будет сутяжничать. Статья № 15 Гражданского кодекса утверждает, что гражданин вправе требовать полного возмещения расходов, реально понесённых во время ремонта. Можно обратиться в РСА, но стоит учитывать, что в некоторых случаях жалобы могут не возыметь действия, так как формально вам не отказали в выплате. Поскольку тягаться с опытными и изощрёнными юристами страховых компаний крайне трудно, я советую подавать в суд на виновника ДТП, взыскивая с него разницу между средствами, потраченными в сервисе и полученными по полису. Договоры по КАСКО страховые компании вообще стараются составлять таким образом и распечатывать таким шрифтом, что нормальный человек либо не может его прочесть, либо понять. В итоге клиенты не знают ни своих прав, ни обязанностей страховщика. Если же компания нарушила сроки и другие пункты контракта, будь то ОСАГО или КАСКО, надо смело писать жалобу в Росстрахнадзор (ФССН) и заявление в суд. Подобные действия могут являться поводом для отзыва лицензии у вашего обидчика».

Интересно, что, по данным ФССН, за 9 месяцев 2010 г. российские страховщики в области обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев собрали 67,63 млрд. руб. страховых премий. При этом выплаты по полисам ОСАГО составили 39,82 млрд. руб.

За период с 01.01.2008 по 01.12.2010 отозваны лицензии у 53 страховых организаций, имеющих право на работу с ОСАГО. Две из указанных страховых организаций добровольно отказались от лицензии. У 14 компаний её действие прекращено в связи с реорганизацией. Таким образом, можно сказать, что «недобросовестных» организаций из этого списка — 37. Комментарий эксперта

Ольга Крючкова, начальник отдела связей с общественностью и СМИ Российского союза автостраховщиков (РСА):

1. В соответствии с Законом об ОСАГО страховщик обязан осуществить выплату или направить отказ в выплате в течение 30 дней. Если в указанные сроки этого не произошло, можно обратиться с жалобой в адрес РСА или ФССН. За просрочку в выплате страховщик по
реклама
заявлению потерпевшего выплачивает неустойку.

2. В соответствии с законом страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более 5 рабочих дней со дня обращения потерпевшего. В случае, если этого не было сделано потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой.

3. Если гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в компании, у которой отозвана лицензия, потерпевший должен собрать комплект документов, подтверждающих его право на получение страхового возмещения, а также обосновывающих размер заявляемых им требований и обратиться в РСА, его региональные представительства, а также в любую уполномоченную страховую компанию. На сегодняшний день принято более 204 тысяч положительных решений об осуществлении компенсационных выплат на общую сумму более 9,2 млрд руб.

Комментирование данного материала доступно только авторизованным пользователям.