 ВАЗ-11113 ЗМА (КамАЗ)
 ВАЗ-11113 СеАЗ (Серпухов)

 Анализ графиков замедления головы «водителей» обеих машин дает наглядное представление о разном характере деформации кузовов. Первый пик на графике камазовской Оки невысок — это удар головой о руль. Из-за большего смещения руля в салон контакт произошел раньше, но более податливый кузов обусловил меньший уровень замедления (пик на графике серпуховской Оки расположен позже по времени, а замедление выше). Но потом, поскольку баранка камазовской Оки ушла вправо, манекен в «кивке» ударился головой об угол козырька комбинации приборов. Для человека этот удар станет роковым...
 Дверь удалось вскрыть только ломом, после чего она легко разошлась на две части. Теперь кузов окончательно напоминает оригами
 Под панелью — обломки «печки», отвалившийся рычаг коробки передач... Педали смещены на 265/280 мм
 Левое колено «водителя» спасло то, что корпус корректора фар держится на панели всего на двух саморезах
 Передняя панель осталась целой, включая кожух рулевой колонки. Пятно красного мела отмечает место касания головы «пассажира»
 Все, что осталось от руля. Обод податлив (это плюс), но конструкция центральной части, похоже, небезопасна
 Руль ушел вправо, и «водитель» с силой ударился головой о козырек комбинации приборов
|
Некоторые результаты испытаний автомобиля ВАЗ-11113 ЗМА и оценочные параметры по методике EuroNCAP (в скобках — данные краш-теста автомобиля ВАЗ-11113 СеАЗ) |
Параметр |
Манекен водителя |
Манекен пассажира |
Граница «зеленой» зоны |
Граница «красной» зоны |
Пенализация |
Макс. перегрузка головы*, g |
123 (55) |
36 (36) |
72 |
88 |
|
HIC |
975 (652) |
144 (173) |
650 |
1000 |
|
Изгибающий момент шеи, Нм |
более 100 (40) |
21 (14) |
42 |
57 |
|
Сжатие грудной клетки, мм |
21 (33) |
25 (35) |
22 |
50 |
чрезмерная деформация стойки А (–2 балла) |
Наибольшая нагрузка на бедро, кН |
9,7, п (7,8, п) |
0,48, л (0,71, л) |
3,8 |
9,07 |
|
Наихудший критерий травмы голени TI |
1,28, л (0,91, п) |
— |
0,4 |
1,3 |
|
Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм |
стойка лобового стекла |
365 (170) |
100 |
200 |
|
торец рулевой колонки |
295 (170) |
— |
110 |
|
педали сцепления/тормоза |
265/280 (170/215) |
100 |
200 |
|
* Длительностью 3 мс. |
п — правая, л — левая |
Чем же вызвана такая колоссальная разница в деформации вроде бы одинаковых автомобилей? Может быть, кузов этой камазовской Оки отштампован из негодного, слишком «мягкого» металла? — Нет, это невозможно, — представители ЗМА сами пребывали в растерянности. — Кузовные панели для всех автомобилей Ока, которые собирают на обоих заводах, штампуются в одном месте — у нас в Набережных Челнах. Так что металл и у серпуховской, и у нашей машины один и тот же. Сварка, конечно, разная. Но этот кузов, судя по его номеру, варили не у нас, а на ПРЗ... Оказывается, сварку кузовов для камазовской Оки ведут в двух разных местах — на ЗМА, в открытом в конце прошлого года собственном сварочном цехе, и на ПРЗ, прессово-рамном заводе КамАЗа. Собственный цех пока только набирает обороты, и большую часть кузовов по-прежнему делают на ПРЗ — наряду с кабинами грузовых КамАЗов. И, судя по кузову только что разбитой Оки, качество сварки не выдерживает никакой критики! Дверь, например, «расшилась» на две половины неспроста. Точек сварки на ней очень мало — явно меньше, чем на двери серпуховской Оки. Основное соединение панелей — с помощью завальцовки. Словно дверь просто сложили из металла — и отправили на сборку. Опять же, как фигурку оригами из бумаги... Если принять как факт то, что металл обоих кузовов одинаковый (хотя это вызывает большое сомнение), то получается, что разница обусловлена именно нарушениями технологии сборки кузова на КамАЗе. Судя по линейным перемещениям (например, 365 мм вместо 170 мм по стойке лобового стекла), именно недостаточное количество точек сварки ослабило структуру кузова. При столкновении на скорости 64 км/ч такая Ока действительно станет «капсулой смерти». А если удар будет посильнее? Тогда извлечь тела из смятой Оки сможет только экипаж поисково-спасательной службы МЧС, вооруженный гидравлическими резаками! Единственный плюс «мягкого» кузова — невысокие перегрузки, которые испытывал автомобиль, и, как следствие, низкая нагрузка от ремней на грудь манекенов. Именно поэтому при подсчете рейтинга по методике EuroNCAP камазовская Ока набирает... два балла из 16 возможных — больше, чем Ока серпуховская! Парадокс? Как вычисляется рейтинг безопасности при фронтальном ударе? Общая оценка — это сумма баллов, полученных за защиту четырех «регионов» манекена. Каждый из них может принести по 4 балла, всего — 16. Оценку по первому «региону» составляют показания датчиков головы и шеи, оценку по второму — данные от датчиков груди, по третьему — от динамометров бедер и коленных шарниров. А оценка по четвертому «региону» вычисляется на основании перемещения педалей (защита ступней) и показаний датчиков в голенях. В случае с камазовской Окой голова, шея и ступни «водителя» получились «красными». Три «красных» зоны — долой 12 баллов из 16. Остается четыре балла, которые могут быть начислены за хорошую защиту груди, — ведь показания тарированной пружины «водителя» укладываются в «зеленую» зону. Но тут вступает в действие методика пенализации. Так, оценка по «грудному» региону может быть снижена за чрезмерное перемещение стойки лобового стекла (пенализация — до двух баллов), за прямой контакт с баранкой (один балл) и за потерю структурной целостности салона (один балл). В принципе, Ока из Набережных Челнов попадает под действие всех трех пунктов пенализации, причем по максимуму. Итого, все 4 балла «за грудь» тоже могли бы сгореть, и в данном случае это было бы справедливо. Но по правилам EuroNCAP снижать оценку по одному «региону» можно максимум на два балла. Четыре минус два — и вот камазовская Ока с двумя баллами за защиту при фронтальном ударе встает вровень с ижевской Одой и Волгой ГАЗ-3110! А должна была бы получить ноль баллов, как и ВАЗ-2107... Очевидно, что мы вновь, как и в случае с «недооцененной» вазовской «десяткой», столкнулись с несовершенством методики подсчета баллов, принятой комитетом EuroNCAP. Впрочем, это несовершенство выявляется именно в таких «клинических» случаях, несвойственных современным иномаркам: методика не способна достаточно адекватно отделить катастрофически небезопасные автомобили от просто небезопасных. А у нас — именно такой случай. Если Ока, выпущенная на Серпуховском автозаводе, все-таки оставляет человеку шансы на то, что он, пусть и с травмами, но все же выкарабкается, то такая же авария на камазовской Оке наверняка приведет к тяжелейшим повреждениям, которые вряд ли совместимы с жизнью! Кстати, «пассажир» при краш-тесте остался цел и невредим. Растяжение инерционных ремней безопасности было больше, чем у статических лямок серпуховской машины, поэтому манекен все-таки коснулся макушкой передней панели. Но это было именно точечное касание: критерий вероятности травмы головы HIC составил всего 144 единицы. Даже меньше, чем было с головой пассажира серпуховской Оки (173). Скорее всего, это вновь объясняется «податливостью» камазовского кузова, которая снизила уровень замедления самого автомобиля. К сожалению, совершенно иная картина деформации напрочь «смазала» действие ремней безопасности: корректного сравнения со статическими ремнями серпуховской машины не получилось. «Потонули» в общей картине разрушений и нюансы, обусловленные другим рулем и штампованным подрамником. Хотя, что касается подрамника, то негативную роль в деформации он явно сыграл — помогая «продавить» пол в салон. Выводы этого краш-теста столь же очевидны, как и результаты испытаний Оды, — технологам в Набережных Челнах, как и их коллегам из Ижевска, надо срочно анализировать и устранять изъяны кузовного производства. Пока этого не сделано, выбор между двумя автомобилями Ока, выпущенными на разных заводах, очевиден! Правда, две трети из всех выпускаемых автомобилей ВАЗ-11113 Ока делаются именно в Набережных Челнах...
Леонид ГОЛОВАНОВ Фото автора А как поступать тем, кто уже ездит на камазовской машине? Во-первых, пристегиваться ремнями безопасности — благо, они удобные, инерционные. Во-вторых, переложить «запаску» в багажник, продумав способ ее надежного крепления (чтобы при ударе не улетела в салон). А в-третьих... На Оке лучше ездить одному. Ведь при столкновении с другим автомобилем на скорости свыше 64 км/ч один из двух сидящих спереди пострадает неминуемо — тот, в чью сторону придется удар. Если сиденье справа будет пустым, то лучше «биться» пассажирской стороной. Впрочем... Мы, конечно же, понимаем, что это звучит примерно так же, как и совет вообще не попадать в аварии. |